«А что, какой у нас имидж?» - парировал находящийся сейчас с визитом в Варшаве премьер-министр Украины Николай Азаров, когда я спросил его за утренним кофе, собираются ли киевские власти предпринимать что-нибудь, чтобы избавиться от облика тех, кто давит ростки демократии и тянет страну в сторону авторитаризма, столь распространенного в большинстве государств бывшего СССР.
Когда я перечислил фамилии сидящих в тюрьме оппозиционеров, сказал о жалобах оппозиции на отношении к ним властей и ухудшающейся ситуации в независимых СМИ, Азаров принялся опровергать мои аргументы один за другим.
По его мнению, экс-премьер Юлия Тимошенко сидит действительно за то, что подписала в декабре 2009 года невыгодный газовый договор с Россией. Заодно Азаров рассказал мне несколько пикантных историй о том, как создавалась когда-то газовая империя, и какие методы использовались в конце 90-х для устранения противников по политике и бизнесу, в том числе его коллег. Но на вопрос, не лучше ли было в таком случае посадить Тимошенко за конкретные уголовные преступления, включая загадочные заказные убийства, я услышал в ответ лишь вздох: «Люди на Западе не понимают специфики нашей страны».
Почему же! Они отлично знают, что Юлия Тимошенко - не ангел и не Жанна Д'Арк, как она любит себя представлять. Но это не меняет факта, что прошлогодний суд над ней был правовым фарсом, и именно нынешние киевские власти больше всего выиграли от удаления из публичной жизни посаженной на семь лет предводительницы оппозиции.
Я понимаю обиду Азарова на то, что после оранжевой революции 2004 года, которая вспыхнула в результате попытки его Партии Регионов фальсифицировать результаты выборов, было арестовано несколько его партийных товарищей, включая отвечающего сейчас за подготовку к ЧЕ-2012 нынешнего вице-премьера Бориса Колесникова. И об этом Азаров забыть не может. Но это еще не повод превращать политику в бесконечную вендетту в отношении своих противников.
На украинской политической сцене никто не идеален. Каждого (включая, вероятно, и президента с его правительством) можно было бы в чем-то обвинить и за что-то приговорить. Единственный способ это изменить - подвести жирную черту и сделать большой шаг вперед. После оранжевой революции об этом, впрочем, прямо говорил бывший тогда главой европейской дипломатии Хавьер Солана (Javier Solana): «Господа, пришло время играть по правилам, а не правилами». Но с того времени каждая очередная команда, которая приходит к власти над Днепром, продолжает играть правилами, а не по ним. И до той поры, пока это не изменится, Украина будет топтаться на месте. В независимости от того, что скажет премьер Азаров польским журналистам.