Ефим Закадрович или даже Ефильм Закадрович - этими шутливыми прозвищами наградили его коллеги и друзья после выхода на экраны фильма «Семнадцать мгновений весны», где он читал авторский текст за кадром. Сегодня, 12 апреля, исполняется 105 лет со дня рождения Ефима Захаровича Копеляна (1912-1975).
Народный артист СССР, один из ведущих актёров ленинградского БДТ (ныне БДТ им. Г.А. Товстоногова), в котором он служил с 1935 г., когда после окончания студии при театре был принят в труппу (во время Великой Отечественной войны, когда театр был в эвакуации, Ефим Копелян, оставшийся в Ленинграде, служил в Театре народного ополчения, но после возвращения БДТ в Ленинград в 1943 г. снова пришёл в родной театр). Около 150 ролей сыграны им на сцене и на экране (это подсчитала не я, а автор короткометражного фильма «Монолог в антракте» - своего рода мини-интервью с Ефимом Захаровичем, даже не интервью, а именно монолог). И в доказательство того, что Ефим Копелян был не только Закадровичем, а также в ознаменование очередной годовщины со дня его рождения я собрала фотогалерею самых ярких его ролей в кино.
Ефим Копелян начал сниматься в кино в 1932 г. (к сожалению, самый первый фильм с его участием - «Ошибка героя», в котором он сыграл балалаечника, - не сохранился). В 1940-х гг. он сыграл небольшие роли в фильмах «Боксёры» (1940) и «Танкер „Дербент“» (1941). С 1949 г. и до середины 1960-х гг. Ефим Захарович часто снимался в эпизодах в таких фильмах, как «Александр Попов» (1949), «Овод» (1955), «Балтийская слава» (1955), «Старик Хоттабыч» (1956), «Хождение по мукам» (1957), «До свидания, мальчики» (1964) и т.д. Однако настоящая известность в кино пришла к нему после фильма Эдмонда Кеосаяна «Неуловимые мстители» (1967), в котором он блестяще исполнил роль атамана Бурнаша. [Информация к размышлению ;)](первоначально худсовет большинством голосов утвердил его на роль Сидора Лютого, но по зрелом размышлении режиссёр отдал эту роль молодому актёру Владимиру Трещалову, а Ефима Захаровича утвердил на Бурнаша - вместо отказавшегося от роли Ролана Быкова. И это было справедливое решение, потому что для Лютого Копелян был явно староват, а для Бурнаша - в самый раз.)
«Народ с великой радостью и любовью встречает своих освободителей - вольную армию батьки Бурнаша!» (с)
Этот фильм и эта роль стали прорывом в кинокарьере Ефима Захаровича - уже не эпизодические, а большие, полноценные роли в кино посыпались на него, как из рога изобилия. К образу Бурнаша он вернулся в 1968 г. в фильме «Новые приключения Неуловимых».
«Это было в степях Херсонщины...» (с)
«Всё, Гриня. Отработался. Ку-ку!» (с)
В том же году Ефим Копелян сыграл предпринимателя и мецената Савву Морозова в фильме «Николай Бауман» (эта роль была удостоена второй премии на III Всесоюзном кинофестивале).
К этому времени относятся также Филипп-анархист в фильме Геннадия Полоки «Интервенция»,
начальник одесской жандармерии Иван Тариэлович Бобруйский-Думбадзе в фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Опасные гастроли»,
Свидригайлов в фильме Льва Кулиджанова «Преступление и наказание»
и генерал госбезопасности Андрей Михайлович Сергеев в фильме Вениамина Дормана «Ошибка резидента» - первом в тетралогии про «резидента» Михаила Тульева (Георгий Жженов).
Он же - в следующем фильме тетралогии «Судьба резидента» (1970).
[Заметим в скобках]Последние фильмы тетралогии - «Возвращение резидента» и «Конец операции „Резидент“» - были сняты уже после кончины Ефима Захаровича, в середине 1980-х гг.
Тогда же, в 1970 г., Ефим Копелян вновь сыграл атамана Гната Бурнаша в заключительном фильме про Неуловимых мстителей - «Корона Российской империи, или Снова Неуловимые».
[Штрих к портрету]Примечательно, что на бескозырке указано название корабля - «Гром». А в фильме «Балтийская слава» герой Копеляна фельдфебель Сусликов служил именно на «Громе» (правда, он носил фуражку, а не бескозырку, и форма у него была немного другая).
Вот такой привет из более раннего фильма)
Ещё одна знаковая роль Ефима Захаровича (и одна из его любимых работ в кино, наряду с Саввой Морозовым и Свидригайловым) - казачий атаман Елисей Каргин в фильме Виктора Трегубовича «Даурия» (1971).
В начале 1970-х гг. Ефим Копелян снимался у Леонида Квинихидзе - в фильме «Крах инженера Гарина» (1973) он сыграл Гастона ле Клера по прозвищу Утиный нос,
а в фильме «Соломенная шляпка» (1974) - мужа-рогоносца Бопертюи.
Последней ролью Ефима Захаровича в кино стал Михаил Лукич Кафтанов в сериале Владимира Краснопольского и Валерия Ускова «Вечный зов» (1973-1983). [дополнение](и как я узнала этим летом из документального фильма о создании сериала, Ефим Захарович ушёл из жизни, когда ещё оставались неотснятыми некоторые эпизоды с его участием. Их было немного, но они были, и в этих сценах его заменил другой актёр. И если присмотреться, то можно сразу отличить эти эпизоды: прежде всего, из уст Кафтанова слышится совсем другой голос, очень похожий - такой же низкий, с хрипотцой - но другой, голос Ефима Копеляна не спутать ни с каким другим, и зрителей не обмануть. Далее - в этих сценах его почти не снимают крупным планом, потому что даже через грим видно, что это не Копелян, хотя и очень похож. Но главное - не ощущается энергетика Ефима Захаровича, которой от него так и веет в этой роли. Правда, на одном из последних важных монологов Кафтанова авторы фильма немного схитрили, чтобы ещё раз хотя бы символически обозначить присутствие Ефима Захаровича: пустили видеорядом крупный план Кафтанова-Копеляна из более ранней серии. И эта уловка немного сглаживает участие в этой роли другого актёра).
Таков далеко не полный послужной киносписок Ефима Захаровича Копеляна. Однако льщу себя надеждой, что основные «визитные карточки» я перечислила. [P.S.]Все фотографии взяты отсюда: http://www.kino-teatr.ru/