случайно (?) попалось

Dec 02, 2008 19:54


...рассуждения художника Ш.Абдусаламова в фильме "Андрей Тарковский", в которых в полной мере раскрылась трагическая незащищенность художника не только перед лицом режима (любого), но и перед самим собой. В частности, перед собственной одержимостью, а порой и безумием ( Read more... )

кино, понимать

Leave a comment

Re: Конечно, есть! nigdeja December 3 2008, 13:20:46 UTC
Сначала плохое :)
Мне кажется, красота каждого отдельного кадра здесь победила в споре с целостностью, с аурой, идеей, с чем-то таким, что больше суммы слагаемых (по сравнению, например, со Сталкером).
Теперь хорошее :)
Зато по числу импрессионистически-насыщенных, самодостаточных, символьно-нагруженных кадров это фильм превосходит остальные.
Т. хотел рассказать о ностальгии (в обычном ее понимании), двумя противопоставлениями: окружающей красоты - внутренней пустоты/тоски и история Андрея - история Доменико. И соединиться эти линии должны были в финальном кадре: русский дом, запертый внутри пустого (не разрушенного) храма, как семья Доменико, запертая в дом для спасения от мира.
Теперь позволю себе с Вами не согласиться :)
Не мог Тарковский, художник судьбы отдельного, одинокого человека, призывать к уничтожению границ и соединения всех со всеми. Для него человек - Бог, а Бог - совокупность обстоятельств человека. Т., конечно, не был атеистом, скорее исповедовал "христологию". Мне кажется, из фильма в фильм он говорит: нет никакого Бога, есть только люди. Но за одних мы готовы до собственной смерти носить свечку по дну пустого бассейна, а с другими нам достаточно лишь мирно сосуществовать.

Reply

jak40 December 3 2008, 14:08:52 UTC
Красоту этого фильма обсуждать не берусь: я лучше знаю "советские" фильмы АТ, их красота для меня "эталонна", к тому же "Ностальгию" смотрел с не лучшего качества dvd. Но цельности, понятных переходов между сценами, мне здесь (только ли здесь? - не уверен) тоже как-то не хватало.
"Сталкер" - на мой взгляд - слишком "программен", поэтому с одной стороны - цельность, с другой - по сравнению с другими фильмами Тарковского - однозначность, чуть ли не простота (относительная, конечно:)

Импрессионизм - любимое из живописи - о, да!

> И соединиться эти линии должны были в финальном кадре: русский дом, запертый внутри пустого (не разрушенного) храма, как семья Доменико, запертая в дом для спасения от мира.
- но храм таки был полуразрушенный... Воспользовавшись Вашей мыслью, сформулирую иначе:
свободный Доменико в запертом доме (сумасшедший, обращающийся к людям) -
и несвободный Андрей в храме без крыши (Храме Природы?), писатель, которому нечего сказать, пока не уничтожены еще_какие-то_границы...

> Не мог Тарковский, художник судьбы отдельного, одинокого человека, призывать к уничтожению границ и соединения
- не соединения - понимания. Не всех границ - скорее "несуществующих", воздвигаемых для защиты "своего" (Доменико говорит, что был неправ, спасая только свою семью; пономарь в начале фильма призывают переводчицу понять верующих; Андрей утверждает, что понимание через переводы невозможно...)

> судьбы отдельного, одинокого человека
- тоже позволю себе не :)
Отдельного - человека-Бога - да, но не одинокого.
Одинокий Бог - по-моему, как раз для Тарковского неприемлемый нонсенс, неоправданная трагедия, достойный выход из которой - возвращение к людям, жертва собой ради людей.

Reply

nigdeja December 3 2008, 17:57:54 UTC
--жертва собой ради людей...
--...подразумевает одиночество. Но был ли Христос одинок? Хотя у Тарковского образ человека-Бога скорее Сталкер.
--понимание через переводы невозможно
--понимание и есть перевод. Интересно, что в фильме контакт у главного героя не происходит с переводчицей, как мне кажется, из-за слишком хорошего понимания. И наоборот - с Доменико. То есть понимание это не только не цель людей у Т., но и препятствие чему-то большему. Взаимопонимание затрудняет понимание :)
Тарковский - художник-экзистенциалист, как Вы правильно заметили. Он отталкивается от понимания, а не стремится к нему. Оно уже есть, а дальше?
В жизни, если мы чего-то не понимаем, означает, что мы чего-то не знаем, но всегда можем выяснить, задать вопрос. Герои произведения лишены такой возможности. Там знак понимания - молчание. Поэтому у Тарковского так много молчат, а оживленный разговор, монологи, реплики как раз обозначают места непонимания.

Reply

jak40 December 4 2008, 21:12:35 UTC
> жертва собой ради людей... подразумевает одиночество. Но был ли Христос одинок? Хотя у Тарковского образ человека-Бога скорее Сталкер.
- я предположил, что одноразовая и последняя жертва собой - крайняя мера, когда одиночество не позволяет быль с людьми и спасать/помогать постоянно. Сталкер мог бы взорвать себя вместе с Шаром, но предпочитает водить туда людей. Даже Христос после своей жертвы возвращался к оставленным/оставившим людям.

>> понимание через переводы невозможно
> понимание и есть перевод.
- но Андрей так не считает (впрочем, истерика - не лучший момент узнать, как человек считает). Не уверен, что такое определение близко и Андрею Тарковскому (скорее со-чувствие).

> Интересно, что в фильме контакт у главного героя не происходит с переводчицей, как мне кажется, из-за слишком хорошего понимания.
- интересная идея! похоже!

> И наоборот - с Доменико. То есть понимание это не только не цель людей у Т., но и препятствие чему-то большему. Взаимопонимание затрудняет понимание :)
- взаимопонимание ли? Может, профессиональная способность Андрея "видеть насквозь" не дает ему возможность зацепиться за существенное? А Доменико он не понимает, но верит (традиционная русская тема юродивого, как вестника истин), и надеется, что вера может его спасти, ибо понимание доставляет только боль?

> Тарковский - художник-экзистенциалист, как Вы правильно заметили.
- Я? Ай да ...! :)
> Он отталкивается от понимания, а не стремится к нему. Оно уже есть, а дальше?
- Да!
> В жизни, если мы чего-то не понимаем, означает, что мы чего-то не знаем, но всегда можем выяснить, задать вопрос.
- не могу не сослаться на параллельный разговор: http://jak40.livejournal.com/53635.html?thread=325507#t325507
> Герои произведения лишены такой возможности. Там знак понимания - молчание. Поэтому у Тарковского так много молчат, а оживленный разговор, монологи, реплики как раз обозначают места непонимания.
- Согласен. Кто знает, не говорит...
Кстати, и желание читать кинокритиков прошло... уж они то молчать не будут! :)
Обязательно (до)проверю Вашу догадку при первом же случае и, надеюсь, скоро.

Reply

nigdeja December 4 2008, 22:01:13 UTC
С уточнениями и поправками согласна. Завтра прочту разговор внимательнее, несмотря на продолжающуюся стойкую неприязнь к КУ (NB: Но не к Сутре!).

Сегодня смотрела "Жертвоприношение", ничего не поняла, но фильм очень понравился. Была бы признательна, если бы Вы продолжили наш Тарковский дуэт :)

Reply

jak40 December 5 2008, 17:09:41 UTC
> ничего не поняла, но фильм очень понравился
:)
Так уж "ничего"!
Мне в свое время "Жертвоприношение" тоже больше "Ностальгии" понравился, даже кажется, что что-то понял, но не уверен, что кажется правильно :)
Постараюсь (очень хочу!) на следующей неделе посмотреть. И дуэт продолжить - конечно, с удовольствием (честно говоря, надеялся, что к нему кто-нибудь присоединится, но, видать, моим френдам не до трио, а двоим убедить друг друга легко...)
- может, Вы у себя разговор начнете?

Reply

nigdeja December 5 2008, 19:30:23 UTC
Ничего! Так и написала :)

Reply


Leave a comment

Up