Oct 29, 2007 14:00
Я прекрасно понимаю, что бояню, так как порядочные люди посмотрели этот фильм еще полгода назад. Я же по традиции как жираф - благополучно пропустил показ в кинотеатрах, забыл о картине, через несколько месяцев вспомнил (почему-то в связи с прочтением заметки о выходе нового фильма Киры Муратовой), несколько недель уговаривал девушку посмотреть фильм с таким названием (она так и не согласилась, и правильно сделала), в результате дождался, пока она уедет, и, собственно, втыкнул в Ыскусство.
Балабанова я не люблю, даже несмотря на блестящую экранизацию "Замка". Квасной патриотизм "братской" дилогии вызывает отвращение, а индульгенции псевдоартхаусным "Про уродов и людей" не проходят. Случайно увиденные "Жмурки" лишь укрепили подозрения в относительной бездарности режиссера: это даже не ремейк - это настоящее бутлеггерство, в котором отовсюду надерганные цитаты и образы перемешиваются в нужный коллаж. Типа песни Bloodhound Gang "Mope", где присутствуют сэмлы Falco, Frankie Goes To Hollywood и Metallica. И забил бы я на фильмы Балабанова, если бы не поднятая вокруг "Груза" шумиха. "Всем блевать!" - доносилось с одной стороны. "Лучших российский фильм ever!" - кричали другие. "Он обосрал СССР!" - голосило ностальгирующее поколение 75-82. "Вопиющая историческая безграмотность!" - открывали глаза Образованные люди.
С "исторической безграмотностью" было все ясно - почему-то ее принято искать в художественном кино чаще, чем в документальном, особенно если спор ведется об актуальности песни Юрия Лозы "Плот" в 1984 году. Единственный намек на то, что дело происходило именно в СССР - кровавые очертания империи на заставке, плюс фраза "основано на реальных событиях", напомнившая якобы правдивые страшилки, которые дети в пионерлагерях рассказывали друг другу перед сном. Сюжет можно было бы поместить в 90-е, но возмутилось бы поколение 90-х (не смотревшее "Лиля 4ever"). Если бы дело происходило во время Второй мировой, возмутились бы ветераны. Если бы раньше - непременно какие-нибудь хоругвеносцы от искусства призвали бы духов жителей той поры, которые доступно бы всем объяснили, что режиссер неправ. Получается, Балабанову вообще не нужно было снимать этот фильм, чтобы не смущать людей, или же перенести действие в другое государство. Во Францию, например, где уже были сняты "Необратимость" и "Доберман". В США, про которые уже сняты "Догвилль", "Твин Пикс" и "Lost Highway" (даже из бездарного "Реквиема по мечте" подпизжено). Или в Англию, где были написаны "Коллекционер" и "1984". Прочь грязные руки от перестроечных святынь, таких как "Асса" и "Маленькая Вера"!
За порожним гоном остается почти незамеченным факт: все-таки фильм сильный. Но Балабанову строго необходимо найти свое лицо - список заимствований в его картинах чересчур широк, и если стебы у Пелевина еще кажутся уместными, то в нашем случае коктейли из настоящих культурных ценностей доставляют большее удовольствие выявлять тех, кто с ними не знаком.
alaksiej bałabanaŭ,
kino