Мне кажется, что о фильмах/книгах/альбомах, которые нашумели в последнее время, можно объективно отозваться лишь по истечении определенного срока времени. Сложно критически оценить произведение, подвергающееся дифирамбам и восторженным откликам от большинства друзей, знакомых и журналистов различных изданий. Нужно переждать моду (различный срок: для шоубиза он меньше, для литературы больше), и только тогда становится возможным понять, заслуживает это внимания или же очередной пшик (типа дебютника The Vines или Баяна Ширянова). Лет пять назад меня удивила фраза одного из читателей NME Russia: "Если через десять лет кто-нибудь вспомнит о The Strokes, то я их прослушаю. А сейчас каждый вопит о том, насколько это круто. Мне тоже придется вопить, но я не хочу". Я прождал гораздо меньше декады - полгода - и выношу мнение о двух нашумевших в 2006 году творениях.
1. Babel. Фильм не про Исаака Бабеля.
Алехандро Гонсалес Иньяриту - тот мексиканец, который снял сопли под названием "21 грамм". Это простительно - многие режиссеры начинали с откровенно коммерческих драм или боевиков, чтобы захапать бабло для будущих проектов. А мексиканское кино нынче модное, как несколько лет назад южнокорейское. Чем не поводы для предвзятого отношения?
Даже по названию картины становится понятно, что режиссер посягнул на нечто глобальное и всеобъемлющее. Тематика - проблема разделения человечества на людей первого и второго сорта. Без излишней патетики, как у зажравшегося Спилберга, решившего поиграть в антиглобалиста в "Терминале" (по-моему, убожество). Мексиканец Иньяриту - сам "человек второго сорта", и (в отличие от того же Спилберга, прочитавшего о странах третьего мира в книжке с картинками) знает жизнь за пределами американо-мексиканской стены не понаслышке. Но на чтение обязательной морали о "нехороших американцах" срывается лишь в двух эпизодах: пересечении границы и наказании за это. Все остальное время зритель предоставлен сам себе, ему поручено сторонним человеком наблюдать за жизнью и бытом "обыкновенных" людей в трех странах на трех континентах и самому делать выводы.
Снято все в стиле "рваного монтажа" а-ля "Криминальное чтиво": три казалось бы раздельных во времени и пространстве истории оказываюся связаны тонкими нитями друг с другом по простой формуле - "марокканский подросток стреляет из японского ружья в американскую туристку, у детей которой мексиканская няня". И, что главное, ничего бредового в этом нету.
Лучший момент фильма - тот, в котором герой Брэда Питта протягивает пачку денег марокканскому переводчику, а тот отказывается. Сытому и тупому туристу, несколькими часами ранее кричавшему: "Дайте мне позвонить в посольство, я заплачу!", этот поступок не понять.
Худший момент фильма - концовка. Когда сюжетный узел наконец-то расплетается, смотреть становится скучновато. Но это последние 20 минут.
Фишка фильма: раненная американка благодаря медиа становится чуть ли не жертвой международного терроризма, за судьбой которой наблюдает вся страна. Жизнь марокканского мальчика, застреленного на глазах отца полицией, расследующей преступление, ценится намного меньше.
Токио. Как и в другой великой картине 21 века "Трудности перевода", мегаполис предстает бездушным, хай-тековым и бесконечно унылым. А проблемы богатых японцев (самоубийство матери и затянувшаяся девственность глухонемой девушки) кажутся барством в сравнении с проблемами мексиканцев и африканцев.
Вердикт: 10/10. Киноакадемики, вручившие статуэтку за лучший сценарий (Тарантино за "Криминальное чтиво" также получал "Оскар". Любят они нелинейные сюжеты), дружно отправились дальше линчевать негров и загонять индейцев в резервации. Менталитет такой.
2. Hot Chip "The Warning". Калиф на час.
В шоубизе можно сотворить что-то стоящее несколькими путями.
а) Можно придумать что-то абсолютно новое и доселе неслыханное, но при этом постараться не скатиться в дикий авангард (Tricky, Animal Collective, Atari Teenage Riot).
б) Можно просто насочинять красивых песен и ничего не придумывать (Coldplay, U2, Oasis).
в) Можно смешать все, что было сделано раньше, и представить получившийся ерш на суд публики (Beck, Primal Scream, Cornershop)
г) А еще можно сделать вид, что на дворе 60-е (70-е, 80-е) и заиграть мелодии и ритмы в стиле той эпохи (The Strokes, The White Stripes, Electric Six).
д) Или же попробовать перемешать в разной пропорции пункты а-г.
Hot Chip воспользовались рецептом 50%в)+30%б)+20%в). По похожему рецепту работали и The Rapture, и !!!, и Happy Mondays в конце концов. Смесь танцевальной и гитарной музыки уже запатентована за дископанком. Британский дуэт смешал гитарную музыку и электронную с изрядной долей танцевальности, и это уже не просто дископанк. Это уже "электродископанк" (привет LCD Soundsystem и New Order), который понравился даже Борису Гребенщикову, известному любителю System Of A Down и Dillinger Escape Plan.
Альбом хорош. Интеллигентная поп-мелодика и грамотное продюсирование второго альбома вывели Hot Chip в фавориты всевозможных европейских наград, а критика объявила новую волну "индитроникой" - самым модным стилем прошлого года (The Knife, CSS). Казалось бы, у ребят большое будущее.
Но они явно переоценены, и главные виновники этого - британская пресса. Альбионцам было обидно за то, что практически все герои new rock revolution появились по ту сторону океана (даже в Австралии и Новой Зеландии), а британцы, лоббирующие каличное "новое акустическое движение", проспали даже шведов из The Hives. Героями было решено объявить более-менее подходящих The Libertines, слабый музыкальный материал которых реабилитировали скандальные выходки лидеров группы. Но даже глухому было понятно, что по сравнению с теми же The Strokes, The White Stripes, Yeah Yeah Yeahs и BRMC многократная "лучшая группа Британии" - редкостная чушь. Как выход, истерия сместилась на действительно интересных Arctic Monkeys, получивших признание даже в штатах. А The Libertines благополучно развалились.
Следующим шагом стало возвеличивание новой волны постпанка - и на обложках появились фотографии Bloc Party, Kaiser Chiefs и несомненно талантливых, но шотландцев Franz Ferdinand. История повторилась: альбион недоумевал, почему весь остальной мир до сих пор не у ног "героев", весь мир крутил у виска, глядя на ликующих британцев.
Hot Chip - британская "попытка №3". The Knife - шведы, CSS (мои фавориты) - вообще бразильцы. Кого раскручивать - очевидно. А завтра-послезавтра появится новый писк моды, новые стили, новые герои. Hot Chip записали модный и актуальный альбом, но он останется только в 2006 году. Герои дня сегодняшнего не нужны в будущем, посему перспектив у Hot Chip мало. Сложно однозначно сказать, хорошо ли это или плохо. В конце концов на каждый "The Bends" и "To Bring You My Love" должен приходиться свой "The Warning". 6.8/10.
И когда уже гребаная зима закончится?!!