ТШУВА

Oct 07, 2011 12:00


            

ТШУВА  
 (=ПОКАЯНИЕ=)

Раскаяние - одно из фундаментальных духовных понятий, лежащих в основе иудаизма. Это гораздо более глубокое и сложное чувство, чем простое сожаление о совершенном грехе, и состоит оно из нескольких духовных аспектов, на которых зиждется все мироздание.
   Более того, некоторые мудрецы относят раскаяние к категории сущностей, предшествовавших сотворению мира, поскольку еще до того, как человек был создан, тшува уже определяла его способность менять свой жизненный путь.
     В этом смысле раскаяние - есть отражение свободы воли, которой наделен человек, иными словами - проявление в нем Божественного начала. Ведь только посредством покаяния человек может вырваться из опутывающей его паутины событий, разорвать цепь причинности, заводящей его в тупик.
    Тшува предполагает, что человеку в определенной мере подвластно его собственное существование во всех измерениях, включая время. Несмотря на то, что оно течет лишь в одном направлении и невозможно отменить или подправить уже свершившееся, раскаяние всё же позволяет как бы подняться над временем, дает возможность управлять прошлым, менять его значение для настоящего и будущего.
    Вот почему говорят, что раскаяние предшествовало сотворению мира с его неумолимым течением времени; и в мироздании, где все сущности и события связаны последовательностью причин и следствий, раскаяние является исключением.
    Слово тшува, обладает в еврейском языке тремя различными, хотя и связанными между собой, значениями. Во-первых, оно означает «возвращение»: возврат к Богу. Во-вторых, его можно перевести как «поворот» - то есть выбор нового направления в жизни. Наконец, третий смысл слова тшува - «ответ».
     Главное значение раскаяния - это возвращение к Богу - в вере, в мыслях и в действиях. Как правило, возможность вернуться назад имеет лишь тот, кто уже был там прежде, - например, взрослый человек, сохранивший религиозные воспоминания своего детства, однако, в более глубоком смысле, покаяние, то есть возвращение, - это нечто возвышающееся над обстоятельствами личной жизни. Это - возвращение к вере, однако прежде всего не ко внешним формам, не к ритуалу, который человеку еще предстоит освоить, чтобы перестроить с его помощью свою жизнь, - а к той самой искре Божественного, которая горит в его душе. Это - возвращение к тому изначальному архетипу, память о котором живет в душе каждого еврея, возвращение к своему истинному «я», освобождения его от всего наносного и чуждого.
    Этот процесс, длителен: необходимо терпеливо преодолеть укоренившиеся в сознании стереотипы, обусловленные средой, в которой он воспитывался и жил. И если человек идет по новому для себя пути наугад, не видя перед собой ясной цели, то этот поиск будет всего лишь стремлением обрести свободу. Не имея верных ориентиров, он может оказаться не только очень мучительным для души, но так никогда и не привести его к открытию своей подлинной глубины. Отсюда возникает необходимость верного руководства в этом поиске. И таковым руководством для евреев является Тора - неисчерпаемый источник мудрости и знания, который указывает каждому своё верное направление. Именно поэтому иудаизм - это не только Закон, свод практических религиозных предписаний, но и целостный образ жизни, охватывающий все стороны бытия. Более того - это единственный путь, идя которым, еврей сможет вернуться к самому себе.
     Покаяние - процесс чрезвычайно сложный. Иногда вся жизнь человека есть единый непрерывный акт раскаяния, совершающийся на разных уровнях бытия. Путь духовного развития каждого - и грешника, и праведника - это всегда путь покаяния, стремление преодолеть прошлое и подняться выше. И все же, несмотря на всю сложность и трудность этого процесса, есть особая простота и ясность в той исходной точке - в самом моменте начала возвращения.
     Наша отдаленность от Бога не означает, разумеется, какого-то физического расстояния, речь тут идет лишь о препятствиях духовного порядка. Ведь тот, кто идет неверным путем, отдаляется от Всевышнего просто потому, что душа его направлена к чему-то иному, с иными целями и ценностями связывает себя. Поэтому для начала необходимо отыскать в душе ту точку опоры, тот внутренний центр, который сможет стать основой для нового жизненного поворота. Момент остановки, критического пересмотра своих влечений, внимательное вслушивание в глубину сердца - вот тот переломный момент, с которого и начинается покаяние. Однако не всегда такой разворот осознается человеком сразу, понимание серьезности того, что произошло, может прийти к человеку и позднее, ведь тшува - это не только мгновенное озарение, а особый духовный процесс, состоящий из целого ряда этапов.
       Во-первых подлинное раскаяние отмечено двумя характерными тенденциями: 1) стремлением полностью порвать со своим прошлым и 2) принятием на себя обязательств перед будущим. Раскаявшийся человек как бы заявляет: «Вся моя жизнь до этого не имеет ко мне отношения, я ее больше не признаю». С обретением новой жизненной цели он обретает и новую индивидуальность, ибо цели, стремления и надежды настолько полно характеризуют личность, что отказ от них означает полный разрыв со своим прежним «я». Поэтому в этот поворотный момент не только меняется жизненная позиция человека, но происходит и полная перемена его сути. И чем резче поворот, тем глубже он осознается, тем отчетливей проявляются в нем эти черты: бескомпромиссный разрыв с прошлым, переоценка всей жизни, бескомпромиссная устремленность к новым целям.
                                    (По мотивам текста А. Штейнзальца: "Роза о 13 лепестках" Продолжение далее. )

Метанойя, Роза о 13 лепестках, Раскаяние, Йом Кипур, Тшува, Поворот, Иудаизм, Покаяние

Previous post Next post
Up