Лечение исламофобии методом традиционного Ислама
Уровень исламофобии в России, бесспорно, один из наиболе высоких в мире. Народная ненависть к религии Аллаха, на мой взгляд, обусловлена тремя основными причинами:
1. Советский агитпроп версии 2.0. Внутриполитический российский синтез вождизма, православной шовинистской теократии и сталинизма сделал «пугало» из Ислама, которым не перестаёт стращать целевую аудиторию при помощи средств массовой дезинформации. Миф об «исламизации» даёт стимул национал-патриотическим силам России увеличивать активность в борьбе с ветряной мельницей «экспансии Ислама», а также позволяет им получать в этом поддержку от госструктур.
2. Неверие, безбожие, невежество граждан, питающихся вышеупомянутой пропагандой. Большинство жителей России, называя себя христианами, обожают языческие и безбожные культы, однако испытывают стойкую неприязнь к мусульманам, более близким к христианам по религии Единобожия, нежели предки-язычники, атеисты или коммунисты. Они насмехаются над обрядами и внешними атрибутами Ислама (например, бородой, хиджабом, намазом и т.д.), тогда как большинство из этих элементов имеют основу и корни в истории их же религии, практиковались как «ветхозаветными» пророками, так и Иисусом (мир ему). Наряду с таким невежеством у этих липовых «христиан» совершенно отсутствует понимание добра и зла, они попросту поменялись местами. К примеру, по их разумению, Палестина - это агрессор, а Израиль - жертва. Тогда как у первой практически полностью отсутствует поддержка как в западном, так и в исламском мире, а второй оснащён сильнейшим оборонно-устрашающим комплексом, обладает мощным вооружением и подкреплён защитой ведущих стран Запада. Впрочем, эти типично политические моменты непосредственно вытекают из первого пункта.
3. Вина самих мусульман. Сложно сказать, является ли эта причина основной из трёх перечисленных? Но! Её исправление и устранение гарантированно приведут к постепенному сведению на нет первых двух! Объективно они никуда не исчезнут, поскольку даже при отсутствии дискредитации Ислама «своими» найдётся множество клеветников среди сторонних исламофобов, которые обычно действуют по принципу: свинья грязь найдёт везде. Другими словами, они не перестанут поносить религию Аллаха в силу заложенного в них стремления отвратить людей от Истины, а не потому, что отдельные мусульмане в чём-то бесстыдно и нечестно себя ведут. Однако наше самовоспитание позволит нам избежать вреда от фитны исламофобии. Поэтому в резолютивной части этой статьи я, с дозволения Аллаха, попытаюсь вывести действенные способы исправления положения мусульман, вынужденных жить в России и не имеющих пока возможности покинуть её, совершив хиджру.
По мере ужесточения режима, усиления антиисламской идеологии в качестве приоритета государственной политики и «закручивания гаек» мы всё чаще стали слышать модное нынче словосочетание «традиционный Ислам». Данный термин призван отделить зёрна от плевел, показав «православному народу» его друзей и врагов. Рассмотрим подробнее: кто же эти «свои и чужие»?
1. С обывательской точки зрения. Её в ходе очередной PR-линии озвучил не кто иной, как лидер государства, который без лишней скромности своё личное мнение автоматически считает позицией всего 150-миллионного населения России по тому же вопросу. Для него не существует точек зрения, отличных от его, а собственные выводы он видит безошибочными. Поэтому его неодобрение какого-либо явления для большинства граждан является безоговорочным запретом оного. Последователи «традиционного Ислама», в представлении обывателя, - это проживающие на своих исторических территориях, в своих республиках (а ни в коем случае не в «русских» городах!) народности, хранящие, как им думается, обычаи и традиции предков: украшают головы тюбетейками, независимо от пола, обожают народные танцы, играют на национальных инструментах, на свадьбах произносят пафосные тосты с рюмкой водки в руках и закусывают её бараниной вместо свинины («мы же мусульмане всё-таки!»). Намаз читают только старики. Им же разрешается носить бороду, женщинам - надевать платок (всё-таки аксакалы уже, по статусу положено). Перечисленные примеры являются «друзьями», это, как говорится, «наши мусульмане». Те же, кто начинает знакомиться с Исламом по его первоисточникам (Корану и сунне), следуя примеру Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), а не сомнительным «обычаям предков» (явно надуманным и привнесённым), встаёт на намаз, отказывается от запрещённых Аллахом развлечений, соблюдает установленные шариатом правила внешнего вида и одежды и иным образом начинает проявлять активность в своей религии, автоматически исключаются из жёстких рамок «традиционного Ислама». Если вдобавок ко всему прочему они начинают вести призыв к Исламу, то тут же превращаются в «радикально настроенных исламистов» и причисляются к запрещённым террористическим организациям. Градус страстей накаляется, если таковым становится новообращённый мусульманин. Русский мусульманин ни при каком раскладе не может быть адептом «традиционного Ислама», поскольку Ислам для русских не является исторической традицией, а значит, находится вне закона. Также предаются «анафеме» со стороны «традиционного Ислама» так называемые «понаехавшие» мусульмане, к коим в основном относят кавказцев, обосновавшихся за пределами их исторических республик в составе РФ. Если вдобавок приезжие обратятся к городским властям за разрешением построить мечеть, то тут уже электорат не ограничивается возмущением в интернете, а выходит на улицы выступить против подобного «безобразия» («Пусть в своих горах молятся, а здесь русский город!»).
Как мы видим, Шайтан не меняет с годами своих методов сбивания людей с правильного пути. Так, народ Нуха, пройдя через несколько поколений после установления памятников праведникам, с его наущения стал поклоняться этим изваяниям. А народы бывшего СССР по истечении сотни лет со дня большевистской революции успели напрочь забыть, на каком Исламе были их предки, и стали отвергать попытки призвать их к прямому пути, называя это «арабизацией», «исламизмом», «радикализмом». Схожий пример: положение в Саудовской Аравии 20-х годов прошлого века, когда ужасные заблуждения в виде поклонения гробницам и мавзолеям укоренились в среде мусульман настолько, что сторонники недждийского шейха Мухаммада ибн Сулеймана ат-Тамими, включившиеся в авангард борьбы против многобожия, по сей день признаются экстремистами.
2. «Традиционный Ислам» с точки зрения заблуждающихся мусульман и лицемеров. К первым в данном контексте относятся верующие, прячущие головы в песок и старательно делающие вид, что никакой исламофобии в России вовсе нет. Они не устают вещать о том, как исторически на общей территории страны мирно проживают православные и мусульмане, как они бок о бок сражались против внешнего врага, а в наше время, дескать, всякие «смутьяны» пытаются посеять между представителями разных конфессий ненависть и вражду. Отчасти всё это не лишено зерна истины, однако не нужно пытаться замолчать очевидный факт: всю свою сознательную историю, с самого начала принятия Православия, Россия вела войну против Ислама. Это неудивительно, учитывая, что само Православие принесено на Русь с подачи особо ярых исламофобов - византийцев. Молчание об этой очевидной вещи не избавит от необходимости считаться с нею, если, конечно, вам важно сохранить свою веру и чтобы ваши дети также были мусульманами.
Что касается лицемеров, то с ними всё ясно: двурушники, кяфиры под личиной верующих, «засланные казачки», ставленники исламофобов. Во все времена эти худшие из людей приносили огромное зло Исламу и мусульманам - начиная от времён Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в Медине и вплоть до наших дней по всему исламскому миру. Они никогда не станут в открытую отвергать необходимость выполнять религиозные предписания или дозволять что-либо явно запрещённое, поскольку понимают, что в этом случае выставят свой куфр напоказ во всей его уродливости. Однако Аллах заботлив и милостив к Своим верующим рабам и обезопашивает их от зла лицемеров, нередко раскрывая их истинную сущность через их речи. К примеру, сегодня они досадуют и выражают негодование тем, что многие люди (например, русские) принимают Ислам, отказываясь от своей прошлой религии. Своими ушами я слышал, как один из них заявил, что так называемая «экстремистская литература» не имеет к Исламу никакого отношения, тогда как к таковой в современной России отнесены: сборники хадисов, пособия по основам вероучения, признанные лучшими в исламском мире учебники по пророческой истории и главный сборник ду’а (обращений к Богу с мольбами, т.е. аналог молитвослова у православных христиан). Отсеивают лицемеров из рядов верующих также испытания, которые Аллах посылает умме. Примером может послужить тот же запрет литературы: когда была эпопея с переводом Корана, признанного новороссийским судом «экстремистским», нашлись таки «мусульмане», публично одобрившие данный судебный акт.
И заблудших мусульман, и лицемеров объединяет понимание термина «традиционный Ислам». Традиционалист, по их разумению, - это преимущественно этнический (татарин, башкир, кавказец) мусульманин, отдавший беззаветное предпочтение одному из двух действующих в России суннитских мазхабов. На Кавказе к этому добавляется ещё и приверженность тарикату. То есть это человек, осуществляющий таклид (слепое следование) исторически сложившемуся у его народа мазхабу, безоговорочно принимающий на веру абсолютно любые (в т.ч. голословные) утверждения, касающиеся вопросов вероучения и религиозной практики, бытующие внутри последователей мазхаба. В центральной России это ханафитский мазхаб, на Кавказе - шафиитский. Маликитский и ханбалитский мазхабы на территории этой страны исторически не прижились. «Традиционный мусульманин» обязан принять мазхаб той местности, в которой он живёт. Ему запрещено менять его, а также руководствоваться фетвами других мазхабов. В случае явного расхождения в каком-либо практическом вопросе между текстом хадиса (пусть и достоверного) и мазхаба, он обязан всё же последовать мнению мазхаба, дабы «не вносить смуту» в ряды окружающих его мусульман.
Но так ли это всё на самом деле? Действительно ли вышеописанный подход к вере является традиционным Исламом? Чтобы понять это, нужно сперва раскрыть понятие традиции в русском языке. Само слово «традиция» латинского происхождения и является производным от глагола tradere, что означает «передавать». Традиция - это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. Традиционный означает «сохранившийся от старины» (толковый словарь Ожегова). Антонимом традиции служит инновация. Это, в общем-то, экономическое понятие вполне можно применить к нашим отношениям, и означает оно любое новшество, привнесённое с целью усовершенствования либо реформации.
Основателем исламской традиции, её истоком условно можно назвать Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), поскольку именно он был последней связью между человечеством и Богом. Ведь в любой религии всё, что не от Бога, то признаётся ересью и отвергается. Учитывая изложенное, традиционный Ислам - это вся совокупность норм шариата, выраженная в убеждениях, словах, действиях, приказах и запретах, переданная от Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) последующим поколениям мусульман вплоть до наших дней. Это не выдумки отцов и дедов, не сомнительные народные «обычаи», не деление на «наш Ислам» и «чужой Ислам», не отмена по чьей-либо воле того, что не нравится, не хочется или кажется, «чуждым», а всё то, что изначально, первично, неизменно и действует до Судного Дня.
Инновации дозволены и похвальны в мирской жизни, связанной с нашим бытом: одежда, транспорт, жилища, техника, средства коммуникации и т.д. В религии же никакие новшества недопустимы, поскольку то, что установлено и доведено до людей Аллахом через Его Посланника, не нуждается в совершенстве и обновлении. В инновациях нуждается то, что придумано человеком, а следовательно, несовершенно, имеет недостатки, недоработки, нуждается в доделке. Ниспосланное же самим Богом в виде Корана и достоверной сунны не имеет ни недостатков, ни аналогов. Это невозможно повторить человеку, а значит, невозможно и внести корректировки. Всякий, кто пытается сделать это, неизменно терпит поражение, будучи униженным Аллахом. Прекрасно выражено всё изложенное в двух достоверных хадисах.
«Кто внесёт в это наше дело (т.е. в религию - прим.авт.) нечто новое и не имеющее к нему отношения, - это будет отвергнуто». (Муслим)
«Придерживайтесь моей сунны и сунны праведных халифов после меня, и остерегайтесь новшеств, ибо каждое новшество есть заблуждение, а каждое заблуждение окажется в огне». (Абу Дауд, Ибн Маджа)
На основании обоих хадисов можно сделать общий вывод: любое новшество в религии есть заблуждение, даже если оно кажется кому-то хорошим. Что касается мирской жизни, то в ней такого понятия, как ересь (бид’а) не существует вовсе. Тогда возникает вопрос: автор имеет что-то против мазхабов и считает их ересью? Разумеется, нет. Автор сам является последователем ханбалитского мазхаба, ибо мазхаб - это не что иное как разъяснение текстов Корана и сунны, как грамотный и опытный учитель перед простым верующим, не знающим ни арабского языка, ни тонкостей шариатских наук. Я признаю все четыре мазхаба, однако я отвергаю и порицаю таклид, то есть слепое следование за кем-то из четырёх имамов в отдельности. И в этом я не следую своим страстям, а следую примеру самих же четырёх имамов. Они, их ученики и первые поколения учёных этих мазхабов запрещали таклид, в один голос говоря: «Достоверная сунна - это наш мазхаб!» Четыре имама основывали свои мазхабы не с целью раскольничества, но наоборот, с целью консолидации! Не говоря уже о том, что одни имамы брали уроки у других. Это и есть традиция, впоследствии нарушенная с появлением таклида, который принёс умме разобщённость и деление на фракции, несмотря на многочисленные ясные запреты Аллаха в Коране делиться на партии. Таклид привёл к дискриминации мусульман по мотивам принадлежности к мазхабу в разных уголках мусульманского государства и даже к запрету браков между представителями разных мазхабов. В Мекке был период, когда с разных сторон Каабы читали намаз имамы различных мазхабов, и последователь одного мазхаба никогда не вставал за имамом другого, как если бы выносил ему такфир. Хвала Аллаху, что это продолжалось недолго.
Таклид породил двойные стандарты и абсурдные противоречия. К примеру, как можно быть в состоянии омовения и в состоянии осквернения одновременно? Если двое - ханафит и шафиит - прикоснутся к женщинам, то ханафит спокойно пойдёт читать намаз, а шафиит - побежит обновлять омовение. Наоборот, если у этих двоих потечёт кровь из носа, то тут уже шафиит отправится читать намаз, а ханафит - заново делать омовение. И, что характерно, оба относятся к этому совершенно нормально, ибо они же из разных мазхабов! Но если два мнения кардинально противоречат друг другу, то не могут быть оба правильными. Значит, одно из них ошибочно, и разумный человек найдёт истину в данном вопросе, а не станет продолжать слепо идти за одним, игнорируя другое. Слепого подражания достоин лишь один человек на этой земле - Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) как единственный безошибочный и непогрешимый учитель. А кто считает, что его мазхаб или его имам непогрешим, тот пребывает в опасном заблуждении!
Учитывая прошлые ошибки в истории уммы, нужно делать из них полезные выводы, а не повторять их. Мазхабы следует объединять, прислушиваясь к учёным, которые разъясняют истину из достоверной сунны, не боясь противоречить мазхабу, когда его позиция по тому или иному вопросу ошибочна. А уж если следовать за имамом, то начинать надо с главного - вероубеждений, поскольку все четыре имама были на акыде ахли сунна уа ль-джамаа, и не был никто из них ни ашаритом, ни матуридитом, ни суфием, ни иным последователем калама. Каждый мусульманин обязан отказываться от нововведений, не имеющих основы в шариате, даже если оно видится кому-то хорошим, и проявлять твёрдость в этом вопросе. Отказ от следования своим страстям и верность Корану и сунне в понимании праведных предшественников - это и есть традиционный Ислам. Парадокс заключается в том, что традиционными мусульманами в наше время являются те, кого называют «ваххабитами», «псевдосаляфитами» и «смутьянами», тогда как сторонники таклида, делящие единоверцев на своих и чужих, исламскую традицию грубо нарушают. А что касается тех, кто вовсе отказывается от выполнения того, что предписал Аллах, в частности от намаза, то они не имеют отношения не только к традиционному, но и к Исламу вообще. Именно поэтому я не заострял здесь пристального внимания на представление о «традиционном Исламе» у обывателей из числа иноверцев, ибо оно просто несерьёзно.
Веротерпимость. «Традиционный Ислам», как в понимании обывателей-иноверцев, так и по разумению заблудших мусульман и лицемеров, предполагает наглядно демонстрируемое уважение к представителям иных конфессий (в частности, к христианам, исповедующим государственное православие) и ярко выраженную политкорректность в высказываниях по отношению к ним. С этим я соглашусь, но опять же с той оговоркой, что в вопросах веротерпимости мы также обязаны следовать исламской традиции, руководствуясь лучшими словами Аллаха по этому поводу:
«Вы не причастны к тому, что я совершаю, а я не причастен к тому, что совершаете вы» (10:41)
«У вас есть ваша религия, а у меня - моя!» (109:6).
Прекрасные слова Аллаха, служащие исчерпывающим ответом тем, кто считает себя мусульманином, но при этом ставит знак равенства между категориями «уважать последователей иных религий» и «подстраиваться под них». Мусульманин обязан гордиться своей религией и отстраниться от всего, что связано с иными верованиями. В своей веротерпимости мы также должны следовать примеру Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и проявлять её так, как проявлял он. Существует немало хадисов, посвящённых уважительному отношению Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) к людям Писания, однако ничто из его слов или поступков не выходило за рамки вышеприведённых аятов из Корана. Поэтому веротерпимость наша должна состоять не в отмечании праздников неверных или иных попытках сделаться похожими на них в стремлении уважить, а в явлении нами перед ними наилучшего примера богобоязненности и благонравия, отличного от них во всём. Мусульманин должен сознавать, что российское гражданское общество в большинстве своём составляют иноверцы, которые смотрят на него и по его поведению делают выводы и заключения о его религии. Особенно это касается мусульман, видимых издалека, то есть мужчин, носящих длинную бороду, или женщин, соблюдающих правила ношения хиджаба. Такие являются воплощением Ислама в обществе иноверцев, и от их поведения зависит, заинтересуются люди нашей религией или же она оттолкнёт их и станет им противна.
К примеру, один мой друг давно отпустил длинную бороду и иногда в городе носит белую молитвенную вязанную шапочку, в которой обычно приходят в мечеть. Так к нему благодаря этому внешнему фактору уже неоднократно подходили разные люди и задавали вопросы об Исламе, положительно интересуясь им. А один русский парень, когда мы с этим другом сидели на оживлённой площади, намеренно подошёл именно к нему и по результатам разговора даже принял Ислам, произнеся шахаду (не знаю, насколько искренне он это сделал). Как думаете, интересовались бы моим другом случайные прохожие, если бы он брил лицо начисто и носил галстук в стремлении подстроиться под неверных и быть похожим на них? Разумеется, нет! Обыватели интересуются Исламом лишь тогда, когда видят его настоящего последователя, а не замаскированного. То же самое касается девушек в хиджабах. Если всякие выжившие из ума старухи-совки смотрят на них с ненавистью, шлют проклятия, а иногда даже плюют в их сторону, то нормальные женщины и девушки-сверстницы глядят порою с нескрываемым интересом: мол, что за мода такая? Неверно думать, что россиянские средства массовой дезинформации полностью правят умами людей и заставляют ненавидеть всех мусульман вместе взятых. Думающего, размышляющего, способного анализировать и делать самостоятельные выводы человека не может не заинтересовать и не привлечь Истина в лице лучших её последователей. Наша веротерпимость как раз и должна состоять в стремлении быть лучшими везде, где бы мы не жили. Даже если вы в своём городе или селе единственный мусульманин, будьте именно мусульманином и в сердце, и на словах, и на деле, а не джахилем, слившимся с деградированной толпой.
И если мы здесь уделяем столь пристальное внимание внешним моментам, то что говорить о таких важнейших священных предписаниях Ислама, как молитва, пост или милостыня? В окружающих нас условиях оставлять их соблюдение может лишь безумец, который вскоре рискует закончить тем, что вылетит из религии, как стрела из пробитой мишени, ибо он подобен крадущемуся по лезвию ножа над огненной пропастью. И когда неверные увидят контрастную разницу между тем, что говорят о мусульманах по телевизору и тем, какие мы есть на самом деле, то сами перестанут верить бессовестной лжи этой дешёвой пропаганды. Ложь обречена на унижение Аллахом, но мы от себя должны приложить немалые усилия, чтобы привести к этому. И главный залог этих усилий - войти в религию Ислам полностью, следуя примеру лучших поколений мусульман, а не метаться между многочисленных огней в стремлении угодить всем, у кого есть сила на земле в данный момент.
Учитывая изложенное, смею сделать вывод, что для исправления положения мусульман России и лечения охватившей страну параноидальной исламофобии нам, мусульманам, нужна автономия. Не в геополитическом плане, разумеется. Мусульмане раздроблены по всей стране и проживают практически в каждом городе России, где население переваливает хотя бы за тысячу человек. Но и будучи подобными разбросанным по большой комнате бисеринкам, мы вполне можем быть автономны: от многобожия, ереси и заблуждений; от ослушания Аллаха в плане выполнения Его важнейших предписаний - в первую очередь намаза; от противоречия сунне, что бы она ни приказывала нам; от всего харама, наполняющего города, где мы живём: бары, ночные клубы, рестораны, концертные залы, игорные заведения, кальянные и т.п. Нужно понимать, что всё это построено ими для них. И мусульманин, наведывающийся туда, подобен человеку, который обменивает бесплатный билет в рай на платный вход в ад. Автономны от всего, что связано с чужими (неисламскими) обычаями, верованиями, праздниками. Добрая русская пословица гласит: всяк кулик своё болото хвалит. А среди нас, мусульман, почему-то немало тех, кто больше засматривается на чужие «болота», а своего будто стесняется. Почему? Ведь всем известно, что каждый народ в мире стремится к сохранению родного языка, хранит и изучает историю, чтит своих героев. В противном случае этот народ обречён на ассимиляцию и полную утрату своей идентичности. Мусульмане - это не просто народ, а единая наднациональная и мультирасовая община. Даже те народы, история которых запятнана позорными чёрными пятнами репрессий, геноцида, развязывания кровопролитных войн, бессмысленных вторжений, оккупаций и колонизаций, насаждения преступных богоборческих идеологий, - и те гордятся своим прошлым, приучая последующие поколения любить и оправдывать всё это. А что тогда говорить об истории Ислама, которой вообще не в чем каяться перед мировым сообществом? Эта религия прошла потрясающий путь от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) до наших дней. Её действующие лица представлены героями и выдающимися праведными предками, следуя примеру и подражая которым человек не собьётся с прямого пути. Они несли эту историю по сияющей спирали времени вовсе не для того, чтобы на нас она оборвалась и мы предали её забвению, начав завидовать и подражать неверным. Они распространили Ислам от Атлантического океана до южных границ Франции на западе и от Индии до Китая на востоке, строили города, воевали за них, защищали слабые малочисленные народы. У нас также есть язык, объединяющий нас, - прекрасный арабский язык, который каждый мусульманин обязан изучать, хотя бы научившись читать, дабы не порывать свою связь с Книгой Аллаха. На этом языке изложены важнейшие труды великих учёных, и поэтому изучению арабского языка мы должны отдавать предпочтение перед освоением других. Именно в этом и состоит наша исламская автономия. Она обеспечит нам идентичность, сохранение традиционного Ислама в первозданном непорочном виде и уважение со стороны остальных людей. Это из тех случаев, когда, чтобы твёрдо шагать в будущее, необходимо набрать себе в дорогу поклажу, состоящую целиком из прошлого. А иного способа продвигаться вперёд в данном случае попросту не существует. И хвала Аллаху, Господу миров.
2 шавваля 1435 (29.07.2014)