Тема ислама в главном российском бандитском сериале

Oct 23, 2023 13:36

Раз зашла речь об исламе в советском кинематографе, коснёмся соответствующей темы и в российских сериалах начала XXI века в излюбленном россиянами бандитском жанре.

Писатель Андрей Константинов, автор книг, объединённых в серию "Бандитский Петербург", который, собственно, и ввёл в оборот это патентованное словосочетание (соответствующее действительности, судя по воспоминаниям петербуржцев, заставших 90-е не в детском возрасте), в позднесоветские годы служил военным переводчиком в Йемене, знает арабский язык, с исламом знаком не понаслышке. Один из главных героев романа журналист Андрей Обнорский, сыгранный в сериале Александром Домогаровым, прожил жизнь своего автора. К примеру, в этой лекции писатель подробно рассказывает историю ислама, называя Мухаммада пророком без всяких кавычек, что всегда приятно, когда слушаешь подобные подкасты.

Снятый Бортко по сценарию Константинова сезон "Адвокат" имеет характерную концовку, на которой вряд ли заострил внимание кто-либо из зрителей в те годы, когда сериал шёл по ТВ, поскольку ждали от этой картины совсем иного. Фильм заканчивается в Стамбуле на берегу Босфора, где главная героиня Катя, бежавшая из России от бандитов, неизменно каждую неделю сидит в уличном кафе и ждёт своих друзей, зная наперёд, что их давно нет в живых. В начале этой сцены показывается мечеть, а над городом раздаётся азан. Притом в словах азана первая часть шахады ("Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха") произносится нараспев дважды, а вторая часть ("... что Мухаммад - посланник Аллаха) - только один раз, после чего азан обрывается. Автор сцены как бы даёт понять, что первая часть шахады главнее второй, поскольку единобожие стоит впереди веры в посланников. Далее, пока Катя плачет и предаётся воспоминаниям, звучит главный саундтрек сериала - песня "Город, которого нет", в исполнении Игоря Корнелюка. В тексте говорится о городе, который не существует на Земле, но к которому так стремится автор, то есть, по всей видимости, речь идёт о внеземном существовании, о рае: "Может быть, за порогом растраченных лет я найду этот город, которого нет".

Мне неизвестно, чтобы Андрей Константинов сам был мусульманином. Однако жизнь на Ближнем Востоке и общение с тамошним населением неизбежно наложили отпечаток на его мировоззрении и, как следствие, написанном сценарии. Концовка главного бандитского сериала призвана показать, что бесконечные разборки и гонка за деньгами, оставшиеся в далёкой и безнадёжной России, есть ничто, пыль. По прошествии всей сюжетной жестокости взору открывается столица последней исламской империи с многочисленными мечетями и звучит азан как демонстрация того, что жизнь, прожитая главной героиней в России, прошла впустую, а её самые близкие люди уже ожидают своей заслуженной загробной участи, так и не познав своего предназначения в этом мире.

Главным бандитским сериалом "Адвоката" я называю в силу ряда причин. В частности, создатели этого сезона не пытались что-то копировать и кому-то бездумно подражать. Бандиты в нём выглядят, как на фото реальной братвы того времени. Конкурирующая "Бригада", возможно, обошла его по рейтингам просмотров. Однако "Бригада" слишком явно слизана с картин "Однажды в Америке" и "Крёстный отец", и только благодаря подбору хороших актёров их удалось адаптировать под российский колорит. Но даже это не позволило скрыть, как лощённый Саша Белый репликами, жестами, позами и дажё причёской явно копирует Майкла Корлеоне, когда последний встал во главу мафии вместо покойного отца. В отличие от них, создатели "Адвоката" не пытались лепить из Антибиотика пародию на дона Корлеона, а из рядовых бандитов не делали дружных и справедливых ребят, показав их в подлинно ублюдочном и подчас дегенеративном виде.

image Click to view

Previous post Next post
Up