Афоня как человек. Ответ Невзорову

Feb 06, 2022 19:00

"Только сейчас на скоростной прокрутке, готовясь к сегодняшнему «Эху», я посмотрел «Афоню» первый раз в жизни абсолютно незамутненным, жестким невзоровским взглядом из 2022 года. И конечно, образ созданный, которым так все умиляются, это, конечно, запредельная жуть. Это индульгенция идиотизму. Этот Афоня олицетворение совка, человек - мечта ЦК партии. Веселый, тупой, милый, безграмотный, безвольный жлоб. Ему уютно в этом советском концлагере. Он не задает вопросов про войну в Афгане, его не интересует тотальная нищета. Он не прячет под паркетом «Архипелаг ГУЛАГ». Он идеал своего рода того времени, и он как бы некое назидание, что таким можно быть, таким нужно быть, такому дают бабы. Это и есть эталон советского человека". Александр Невзоров, "Невзоровские среды" от 02.02.2022, стенограмма.

Вот перед вами очередной пример того, как скатывается человек, ставший заложником собственной журналистской либо блогерской мысли, когда он уже вынужден говорить сугубо ради того, чтобы хоть что-то сказать.

Во-первых, если смотреть кино "на скоростной прокрутке", то, пожалуй, любой фильм покажется редкостной дрянью. Этим Невзоров, видимо, хотел подчеркнуть, что ему жаль пары часов своей жизни, чтобы посмотреть работу Данелии, как она есть. Как всегда, с надменностью и ленцой: мол, так и быть, снизошёл, посмотрел с перемоткой.

Во-вторых, Данелия явно не преследовал целью, чтобы его главным героем все умилялись. Обычно нормальный человек такому персонажу сочувствует. Но и запредельной жутью назвать этого персонажа, мягко говоря, преувеличение.

"Ему уютно в советском концлагере". Сильно сказано. Главный герой делает, что вздумается, занимается чем хочет, сам себе хозяин, на работу встаёт и идёт, когда сам решит, начальству своему из ЖЭКа говорит в лицо, что считает нужным, берёт разные подработки-леваки, ходит на дискотеку, пьёт-гуляет... Как-то я себе концлагерь иначе представлял.

"Он не задаёт вопросов про войну в Афгане". В 1975 году? Да чего мелочиться, Шурик тоже, гад, ни разу не задался вопросом про войну в Афгане. И Павка Корчагин что-то о ней ни разу не вспомнил. А Иван Бровкин-то! Он-то куда смотрел? Ведь сам в армии служил, должен был вопрос ребром поставить: или выводите войска из Афгана, или одно из двух!

"Его не интересует тотальная нищета". Да уж, новостройки, сравнимые с современными ипотечными ЖК, где жил и работал Афоня, создают у зрителя ощущение всеобщей беспробудной нищеты. Особенно это видно по той квартире, где Афоня финскую раковину спёр. Её хозяин, небось, последний хрен без соли доедал. А если серьёзно, то бедность в картине действительно показана. В деревне, куда Афоня приехал в конце фильма. Это сейчас собственной дом за городом - показатель богатства, а тогда наоборот, все в город стремились вырваться. И эти серые бревенчатые избушки, построенные ещё при Сталине, ясно дали понять Афоне, что в деревне он жить не останется, если не хочет окончательно спиться и опуститься.

"Он не прячет под паркетом «Архипелаг ГУЛАГ»". А зачем? Афоня вообще не похож на человека, которого интересуют книги. Утверждение, будто в СССР читали все поголовно, - заблуждение. Разве что газеты, которые в те времена заменяли интернет. В брежневские времена рабочий класс, прямо скажем, оскотинел, мужчины запили, как никогда до этого, круг интересов у них сузился до откровенно быдлянских. Чтение классики и бухалово за гаражами редко сочетаются в одном человеке. Обычно одно исключает другое. Да и "Архипелаг ГУЛАГ" обрёл популярность лишь постольку, поскольку это антисоветский труд. Как исторический источник он не представляет ценности, ибо большинство описанного является плодом фантазии автора, а как литературный труд он утратил актуальность, так как слишком злободневный. Даже в 75-м году уже не было смысла прятать его под паркетом. Варлам Шаламов в 70-х у себя дома по привычке надевал на "запрещённые" книги обложки советских, хотя ему не раз говорили, что с обыском к нему за эти книги уже не придут. Но человека, проведшего 17 лет на Колыме, было не переделать.

А в результате Афоня всё-таки исправился и завязал. Доказательством тому является тот факт, что у него было два железных повода забухать. Первый - когда он по приезду в деревню встретил старого друга (Крамарова), которого не видел лет двадцать. Второй - когда узнал о смерти воспитавшей его тётки, которая в последние дни своей жизни, забытая племянником, сама себе от его имени письма писала. Сложно после такого известия не забухать с горя, когда привык все эмоции заливать водкой и давно страдаешь алкогольной зависимостью. Но Афоня сдержался и просто уехал.

Финальная сцена тоже показательна: Афоня сидит на лётном поле заштатного аэродромчика внутриобластной авиации и думает, в какой город ему полететь. А на кармане от силы червонец... Отсюда вопрос к Невзорову: можно ли сегодня приехать на вокзал или аэропорт с тыщей в кармане и выбирать, куда бы поехать или полететь? Богатый будет выбор направлений? А вот в те времена полететь из Калининграда во Владивосток было дешевле, чем в Берлин. Неважно, что Берлин ближе, важно, что Владивосток - это наша страна и наши граждане, которые должны иметь возможность перемещаться по стране. На мой взгляд, пример "Афони" - это, наоборот, пример того, что СССР был страной вторых шансов. Если у тебя не получилось в одном месте, то всегда можно начать новую жизнь в другом. Сегодня в принципе невозможно себе представить, что в другой город можно было перебраться на ПМЖ без денег. Но в 70-е это было реальностью, как ни крути.

На мой взгляд, оголтелые совпатриоты и ярые антисоветчики - одного поля ягоды, хотя и из враждебных лагерей, поскольку и те, и те одинаково необъективны и склонны видеть лишь одну сторону медали. Это как русские ватники и украинские безбашенные русофобы. И те, и те одинаково слепы, глухи к аргументам и омерзительны. Я думаю, так будет всегда. Когда уйдёт в прошлое путинская власть, возникнут два лагеря таких же максималистов. Одни будут проливать по этим временам крокодиловы слёзы, потому как "был порядок", другие - проклинать всё, что с ними связано. А те, которые умеют ценить то, что имеют, смотреть на тех, кому живётся в разы хуже, и через это быть благодарными Всевышнему, как водится, останутся в меньшинстве.

литература, 2022, мнение, история, политика, Россия, СССР, публицистика, кино

Previous post Next post
Up