На просторах сети попался мне интересный сайт с подборкой немецких документов времен Второй мировой войны -
http://www.wwii-photos-maps.com. Среди прочего добра там выложена так называемая коллекция документов фон Родена (Ганс Детлеф Герхудт фон Роден (von Rohden) - во время войны занимал посты командира KG4, начальника штаба 4 и 9 корпусов, 4 и 1 флотов, 8 отдела Генштаба Люфтваффе). В ней мое внимание привлек документ под наименованием «Bemerkungen zur feindlichen Luftruestung №1/45. Sowjetunion Flugzeugverluste.» от 12.03.45 или «Замечания по вооружению авиации противника №1/45. Потери самолетов Советского Союза» авторства OKL Fuehrungsstab Iс Fremde Luftwaffen Ost (Разведотдел иностранных ВВС Восток Верховного командования Люфтваффе). Качество микрофильма ужасное, но кое-что можно разобрать. Выкладываю мой перевод и комментарии.
В самом документе приводится суммарная оценка потерь советских ВВС за 3 года войны, а в приложениях - оценка производства и получения по ленд-лизу истребителей и помесячные заявки на сбитые самолеты за 1944 год.
I. Общая картина.
Потери самолетов фронтовых частей ВВС Советского союза за 3 года восточной кампании постоянно снижались:
1 год - 26100 самолетов
2 год - 20900 самолетов
3 год - 19000 самолетов
Всего - 66000 самолетов
Это снижение произошло несмотря на то, что количество вылетов советских ВВС с начала восточной кампании выросло.
Цифра потерь за первую половину 4-го года кампании позволяют предположить, что произойдет дальнейшее снижение потерь по сравнению с предыдущим годом.
Снижение фронтовых потерь явилось результатом следующих наблюдаемых изменений:
1) увеличивающийся фронтовой опыт летных экипажей советских ВВС;
2) улучшение уровня подготовки летного персонала;
3) непрерывное увеличение численного превосходства советских ВВС;
4) существенное улучшение качества типов самолетов, направляемых на фронт.
Особенно это касается истребителей - достигнуто равенство между применяемыми на фронте нашими и советскими типами истребителей.
5) снижение численности наших сил на восточном фронте.
II. Подробно:
Снижение фронтовых потерь произошло в части истребительной и бомбардировочной авиации. Потери штурмовиков к 3-му году восточной кампании выросли, а в первой половине 4-го года начали снижаться.
Потери по типам:
1 год 2 год 3 год Всего
Штурмовики -800 -5000 -7300 -13100
Истребители -15900 -12500 -8200 -36600
Бомбардировщики -7500 -2600 -2600 -12700
Прочие -1900 -800 -900 -3600
Всего -26100 -20900 -19000 -66000
1) Рост потерь штурмовиков объясняется тем, что численность самолетов Ил-2 до начала кампании была незначительна. Только в последующее время существенно выросли численность и количество вылетов этого типа самолетов. Они встречают сильнейшее противодействие со стороны истребителей и зенитной артиллерии.
2) При снижении потерь бомбардировщиков (включая легкие) произошел резкий перелом между 1-м и 2-м годами восточной кампании. На 2-м и 3-м годах потери были одинаковы. Причина этого кроется, прежде всего, в небольшой активности бомбардировочной авиации во 2-й и 3-й годы. Это снижение количества вылетов произошло из-за потерь, понесенных в 1-й год кампании. Сверх этого также невысокий технический уровень и недостаточный уровень подготовки летного персонала привели к ограничению активности бомбардировщиков. Только в последний год активность бомбардировочной авиации возросла. Цифры потерь за последние полгода сулят увеличение потерь бомбардировщиков по сравнению с предыдущим годом.
3) В части истребителей снижение потерь значительное. Причины этого многогранны. Снижение потерь на 3-й год по сравнению со 2-м еще больше, чем во 2-й по сравнению с 1-м. Опыт первой половины 4-го года сулит дальнейшее существенное падение потерь истребителей в сравнении с предыдущим годом.
В то время как снижение с 1-го на 2-й год объясняется ростом фронтового опыта летчиков-истребителей, снижение потерь на 3-й год кроется, прежде всего, в:
а) численном превосходстве советских ВВС;
б) быстро повышающемся техническом уровне направляемых на фронт самолетов.
Численный рост истребителей и повышение качественного уровня самолетов особенно отчетливо видны из таблицы производства и поставки истребителей:
Эти данные показывают троекратное увеличение производства. Наряду с этим отмечается дальнейшее техническое развитие типов самолетов и достигнутый при этом прогресс. 1941-1943 годы характеризуются в частности переходом от производства устаревших к новым типам самолетов. К концу 1943 года в Советском Союзе уже были созданы новые типы истребителей и частично запущены в серийное производство, они только начали заменять применявшиеся на тот момент типы. В 1944 году начался переход на производство этих новых типов истребителей. При одновременном существенном количественном увеличении производства в 1945 году строятся почти только новейшие типы самолетов. Импорт был призван восполнить как количественное, так и качественное отставание производства до достижения советской авиапромышленностью достаточного уровня. В настоящее время импорт существенно снизился. В первую очередь поступает «Кингкобра» в количестве 50-70 шт. в месяц.
III. Выводы.
С конца 1942 года непрерывно увеличивается количество советских самолетов в действующей армии. С конца 1942 года поступление самолетов превышает потери. Чтобы предотвратить рост численности советских боевых самолетов (истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков) необходимо уничтожать 1500 самолетов этих родов ВВС ежемесячно. По сравнению с этим в 1944 году в среднем сбивалось 970 самолетов в месяц.
Расшифровка графика:
В настоящее время по причине уступающей численности наших Люфтваффе на восточном фронте и неуступающих характеристик советских истребителей продолжится дальнейшее снижение потерь самолетов Советского Союза и нарастание численного превосходства советских ВВС.