В правилах многих европейских турниров по HEMA (Historical European Martial Arts - близкое к ДФ направление) существует понятие afterblow - ответный удар, нанесенный бойцом сразу после получения удара, также засчитывается судьями. Мне кажется, что это довольно полезное правило, которое практически наверняка будет на нашем весеннем турнире, возможно - в модифицированном варианте.
КДПВ: обоюдка в спортивной рапире. Это то, к чему ты точне НЕ стремимся.
Если обратиться к исторической подоплеке, то есть важное замечание: даже смертельно раненый, боец может двигаться еще некоторое время, достаточное, чтобы ответить на удар. Конечно, сейчас мы этого проверить не можем, и выяснение, "как оно на самом деле" - предмет отдельного вкусного срача, но сейчас не об этом, поэтому я приведу цитату из Мароццо (Автор трактатов по фехтованию, XVI век, Болонья):
"Знай, что в следующих случаях ты должен сделать три, или четыре шага назад. Я говорю это потому, что во время поединка с противником, он вытерпит твой удар, и в ярости ответит тебе, но если ты сделаешь вышеуказанные шаги назад, его ярость угаснет, и он не сможет тебе навредить. Так что не забывай это."
[1]
Таким образом, примем за отправную точку, что при моделировании боя важно не только нанести удар раньше противника, но и защититься после нанесения удара по крайней мере на некоторое время, после которого ранение даст о себе знать.
Правила турниров должны делаться таким образом, чтобы не провоцировать использование исторически недостоверной, "грязной" техники, и поощрять использование "правильной", по мнению организаторов турнира.
Существующие в России правила обычно не уделяют никакого внимания рассмотренной проблеме - в любом случае, после нанесения зачетного попадания бой останавливается и всё, что нанесено после не учитывается. В лучшем случае применяется рекомендация вида "если удар уже начался в момент первого попадания, то его также следует считать".
Я предлагаю, основываясь на европейском опыте, ввести следующее правило, ужесточающее условие по опережению противника, для стимулирования более чистой техники, включающей не только вход с атакой, но и отход от противника после:
"После нанесения удара (боковые судьи подняли руки) боец, получивший удар, имеет право на одно немедленно совершенное простое атакующее действие, с шагом или без, после которого бой останавливается. Если боец не совершил это действие в течение одной секунды, бой также останавливается. Все удары, нанесенные до остановки боя, засчитываются. Если бойцы нанесли удары одновременно, то бой останавливается немедленно. "
Поражение в голову-шею-корпус дает 3 очка, в конечности 1, и при поражении в разные зоны разность очков начисляется тому, кто ударил в более "ценную". При этом имеет смысл засчитывать лучшее из попаданий бойца в том случае, если он нанес удар первым и за время ответного удара успел нанести еще один.
Что характерно, на
Swordfish, например, делается различие между обоюдным ударом и ответным: при обоюдном засчитывается 0 очков каждому, независимо от зоны, куда было попадание, при этом за 3 обоюдки присуждается ничья. Мотивация в этом такая: обоюдное поражение - безусловная ошибка бойцов в пренебрежении защитой, а ответный удар - успешная чистая атака и чистый ответ, то есть наказания не заслуживает.
Эта система призвана сделать бесполезной тактику "ударь первым, а там будь что будет", отдав приоритет варианту "ударь и не дай ударить себя".
Она не поможет избавить ДФ от порочной практики размена "менее ценных" руки/ноги на "более ценные" корпус/голову, но это отдельная тема.
В общем, как вам правило? Интересно? Поможет? Стоит ли вводить разницу между обоюдным поражением и afterblow?