Мой ЖЖурнал неспроста называется "Рефлексия впечатлений". Во всяком случае, я искренне на это надеюсь...
Рефлексия (от позднелат. reflexio - обращение назад) - обращение субъекта на себя самого, на свое знание или на свое собственное состояние. В психологии, а также в обиходном смысле рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) - собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализа зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Считается, что философы, писатели и политики вырабатывают у себя большую способность к рефлексии. Рефлексия, в упрощённом определении, - это "разговор с самим собой".
Но лучше всего о рефлексии сказаново 2-й глава Екклезиаста (Библия):
1 Сказал я в сердце моем: "дай, испытаю я тебя весельем, и насладись добром"; но и это - суета!
2 О смехе сказал я: "глупость!", а о веселье: "что оно делает?"
3 Вздумал я в сердце моем услаждать вином тело мое и, между тем, как сердце мое руководилось мудростью, придержаться и глупости, доколе не увижу, что хорошо для сынов человеческих, что должны были бы они делать под небом в немногие дни жизни своей.
4 Я предпринял большие дела: построил себе домы, посадил себе виноградники,
5 устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева;
6 сделал себе водоемы для орошения из них рощей, произращающих деревья;
7 приобрел себе слуг и служанок, и домочадцы были у меня; также крупного и мелкого скота было у меня больше, нежели у всех, бывших прежде меня в Иерусалиме;
8 собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей; завел у себя певцов и певиц и услаждения сынов человеческих - разные музыкальные орудия.
9 И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и мудрость моя пребыла со мною.
10 Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья, потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих, и это было моею долею от всех трудов моих.
11 И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, всё - суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!
12 И обратился я, чтобы взглянуть на мудрость и безумие и глупость: ибо что может сделать человек после царя сверх того, что уже сделано?
13 И увидел я, что преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество света перед тьмою:
14 у мудрого глаза его - в голове его, а глупый ходит во тьме; но узнал я, что одна участь постигает их всех.
15 И сказал я в сердце моем: "и меня постигнет та же участь, как и глупого: к чему же я сделался очень мудрым?" И сказал я в сердце моем, что и это - суета;
16 потому что мудрого не будут помнить вечно, как и глупого; в грядущие дни все будет забыто, и увы! мудрый умирает наравне с глупым.
17 И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо всё - суета и томление духа!
18 И возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем, потому что должен оставить его человеку, который будет после меня.
19 И кто знает: мудрый ли будет он, или глупый? А он будет распоряжаться всем трудом моим, которым я трудился и которым показал себя мудрым под солнцем. И это - суета!
20 И обратился я, чтобы внушить сердцу моему отречься от всего труда, которым я трудился под солнцем,
21 потому что иной человек трудится мудро, с знанием и успехом, и должен отдать всё человеку, не трудившемуся в том, как бы часть его. И это - суета и зло великое!
22 Ибо что будет иметь человек от всего труда своего и заботы сердца своего, что трудится он под солнцем?
23 Потому что все дни его - скорби, и его труды - беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя. И это - суета!
24 Не во власти человека и то благо, чтобы есть и пить и услаждать душу свою от труда своего. Я увидел, что и это - от руки Божией;
25 потому что кто может есть и кто может наслаждаться без Него?
26 Ибо человеку, который добр пред лицем Его, Он дает мудрость и знание и радость; а грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы после отдать доброму пред лицем Божиим. И это - суета и томление духа!
Жирным шрифтом выделен сам акт рефлнксии (И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их), а потом последовало самое главное... Выводы.
Но это все "призказка", сказка сейчас только будет.
Прекрасный день, который пролетел как "совершенное мгновение", закончился написанием замысловатого, но я надеюсь, что не пустого стихотворения. Вот оно...
* * *
Когда бесконечное рядом,
Но скрыто от праздного взгляда
Туманною поволокой,
Спешить и метаться не надо
И быть угнетенной синицей -
Ведь нету от этого прока...
Есть бритва орлиного ока,
Что в даль постоянно стремится,
Как-будто ищет Жар-птицу,
От жажды охоты немея.
...Ты станешь когда-то смелее...
Доверившись тленным страницам,
О дне - избыточно-белом -
Напишешь красиво и ровно.
И быв очарованным словно
Хрустальным виденьем прекрасным,
Разбудишь огонь там, где тлело,
Где серо - там сделаешь ясно -
Начнешь как бы с новой страницы.
Ведь все человеки - как птицы,
Но взор не у всех есть орлиный...
Но будучи даже синицей
Не разгибающей спину,
Клюющей мелкие крошки,
Почаще смотри ты в окошко,
Где день, блистательно-белый,
Мечту превращает в реальность
И манит загадочной далью.
...Когда бесконечное рядом -
Хоть мал ты, но будь все же смелым -
Ведь все человеки - как птицы...
23.02.09