Buddhism is a philosophy, a religion, a science, to transform the mind.
Этот текст не о буддизме, как таковом, а об уроках Далай Ламы.
После коммунистической революции в Китае, части освободительной народной армии Китая вторглись в пределы страны. Далай Лама бежал в Индию. Вслед за ним последовали многие учителя и монахи. Похоже, предсказание великого Падмасамбхавы, принесшего в Тибет буддизм, сбылось. В одном из его текстов было сказано, что когда стальные птицы появятся в небе, а армия чужестранцев захватит страну, священная Дхарма (так именуют учение Будды) распространиться по всему свету. Как это не печально, но именно благодаря китайской оккупации Тибета, множество людей, живущих на Западе, получили возможность познакомиться с Ваджраяной, с Высшей из Колесниц буддистского учения.
Если мы посмотрим на тибетский буддизм снаружи, так сказать, интеллектуально, как будто нам нужно ознакомить с ним посторонних, - окажется, что в нём есть много вещей практичных, полезных также и для тех людей, которые не являются буддистами.
Повсюду на свете можно найти что-то, что стоит распространения, чему стоит научиться, и было бы хорошо, если бы везде всё функционировало правильно. Так же обстоят дела с сочувствием и мудростью - мудростью практического подхода. Этот символ относится к соединению всех качеств вместе. Оба мира, восточный и западный, должны учиться друг у друга.
Далай-лама XIV: В наше время особую роль начинает играть буддистская психология, буддистский метод тренировки ума.
Один из моих друзей, американский ученый, проводит эксперимент, обучая буддистской медитации своих избранных учеников, не с целью обращения их в буддизм. Сам ученый, возможно, также не является буддистом, но он использует буддистский метод, чтобы добиться умиротворения и покоя, поэтому для сообщества людей, которые являются буддистами по рождению, также имеет смысл изучать этот метод и применять его в повседневной жизни, это поможет нам построить счастливую семью и счастливое общество.
В буддизме используются разнообразные, часто противоречивые, чувства, люди принимают их и трансформируют, не делая вид, что их нет. То, что было опасным и угрожало, становится защитой. Вы просто переворачиваете ситуацию и говорите: "Если ты сильнее, то помоги мне, стань моим другом и работай на меня".
Например, кто-то даёт вам стакан воды. Если вы чувствуете себя великолепно, она напоминает вам нектар - это переживание бога. В другой ситуации вы можете воспользоваться предложенной водой как оружием - такое поведение типично для гневных ангелов. В человеческом мире вы просто пьёте воду. Для некоторых маленьких существ стакан воды - целый мир, в котором они живут. В состоянии духов вы пьёте воду слишком быстро или слишком медленно и захлебываетесь. В мире паранойи вы уверены, что вода отравлена, или она воспринимается как слишком холодная или слишком горячая, и это причиняет боль.
Все эти сферы не находятся где-то далеко в космосе, но выражают психологические процессы. Пока наш ум связан с телом, нас увлекают и занимают впечатления, поступающие от органов чувств. Если же у нас нет тела, вы его просто не ощущаете, то все переживания во много раз сильнее, чем при жизни.
Тело - инструмент, сознание - мастер.
Вот несколько уроков от Далай-ламы, их стоит обдумать, потому как они пригодятся всем и во все времена.
Далай-лама сказал:
1. Учитывайте, что большая любовь и великие достижения влекут за собой и огромный риск.
2. Если вы проиграли, пусть это станет для вас уроком.
3. Когда вы понимаете, что совершили ошибку - сделайте все, чтобы немедленно ее исправить
4. Следуйте трем правилам: уважайте себя, уважайте других, и несите ответственность за все свои действия.
5. Каждый день проводите хотя бы немного времени наедине с самим собой
6. Иногда молчание - лучший ответ
7. Делитесь с другими вашими знаниями. Это единственный путь к бессмертию
8. Будьте готовы к переменам, но не изменяйте своим ценностям
9. Иногда не получить желаемое - большая удача, чем получить
10. Любовь в вашем доме - основа всей вашей жизни
11. Будьте бережны по отношению к земле
12. Изучайте правила. чтобы знать, как их разумно нарушать
13. Не позволяйте маленьким разногласиям разрушить великую дружбу
14. Оценивайте ваш успех по тому, от чего вам пришлось отказаться, чтобы этого достичь
15. Помните, что лучшие отношения те, в которых ваша любовь к друг другу превышает вашу потребность друг в друге.
16. Подходите к любви и приготовлению пищи с безудержной энергией.
17. В разногласиях с любимыми говорите только о настоящем, не ворошите прошлого.
18. Раз в год отправляйтесь куда-нибудь, где не бывали раньше.
19. Мы можем жить без религии и без медитаций, но мы не сможем выжить без любви.
20. Живите хорошей, благородной жизнью, и когда вы станете старше и предадитесь воспоминаниям, вы сможете насладиться своей жизнью во второй раз.
Его Святейшество часто говорит: «Я - всего лишь простой буддийский монах, не больше, не меньше». Он ведет жизнь буддийского монаха. В Дхарамсале он просыпается в 4 утра, медитирует, читает молитвы и выдерживает жесткий график официальных встреч, аудиенций, религиозных учений и церемоний. Каждый свой день он завершает молитвой. Отвечая на вопрос об источнике своего вдохновения, он часто приводит свое любимое четверостишие из труда прославленного буддийского святого Шантидевы:
Покуда длится пространство,
Покуда живые живут,
Пусть в мире и я останусь
Страданий рассеивать мглу.
ОТВЕТЫ НА ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ
(Отрывки)
Далай-лама XIV: Что касается гармонии в отношениях между различными вероисповеданиями, очевидно, что дух плюрализма здесь постепенно растет. Я приведу вам один пример: покойный Папа римский Иоанн Павел II выступил инициатором первой встречи лидеров разных религиозных традиций в итальянском городке Ассизе в 1986 году, я также принял в ней участие. Эта инициатива положила хорошее начало дальнейшим встречам лидеров разных вероисповеданий, несущих миру послания мира и любви.
Помимо этого все чаще устраиваются встречи между философами и практиками разных религиозных традиций, совместные молебны становятся весьма распространенным явлением в самых разных точках земного шара, и если говорить обо мне, то куда бы я ни приезжал, я достаточно часто принимаю участие в таких совместных молебнах наравне с христианами, иудеями, индуистами, я усматриваю в этом весьма явный знак улучшения ситуации. С другой стороны, конфликты на религиозной почве по-прежнему имеют место, поэтому нужно прилагать больше усилий.
Вопрос: Что могло бы служить основой для подобного диалога между представителями разных религий?
Далай-лама XIV: В философии разных религий есть различия, и некоторые из них ключевого характера. В целом существует две категории религий: первая категория - теистические религии, которые признают существование бога-творца, вторая - нетеистические, которые отрицают его существование. Буддизм, джайнизм и некоторые древние течения индуизма относятся именно к этой категории. Если вести обсуждения на этом уровне, то с точки зрения теистических религий, представители нетеистических религий попадают в разряд неверующих, некоторые из них вообще относят буддизм к атеизму, так что различия велики, но взгляните на это с точки зрения религиозной практики - и те, и другие подчеркивают важность любви, сострадание, умение прощать, умение довольствоваться малым и самодисциплину.
Кроме того, монашеская традиция в христианстве, буддизме, индуизме - это весьма схожая практика. Таким образом, как в практическом, так и в религиозном аспекте разных религий можно усмотреть много сходного.
Однажды мне довелось посетить католический монастырь на юге Франции - их монастырская система и тибетская монастырская система практически идентичны, так что с точки зрения религиозной практики, сходство велико. Конечно, в философии есть различия, большие различия, но задайте вопрос - в чем цель этих философских учений? И мы увидим, что цель одна - упрочение базовых духовных практик, например, взращивание любви и сострадания. Основное послание теистических религий - любовь и сострадание, один их аспектов бога - бесконечная любовь.
Люди, которые верят в бога, должны взращивать любовь в своих сердцах, они должны любить живых существ с той же силой, с какой любят бога. Мусульмане как-то сказали мне, что настоящие последователь ислама питает любовь не только к богу, но также и ко всем его творениям, не только к людям, но к деревьям, зверям, птицам. Если мы возьмем нетеистические религии, такие как буддизм, то увидим, что они основываются не на концепции бога-творца, но на концепции причины следствия и связи - причина-результат, причина-результат, действие порождает результат - это закон кармы.
Цель этой концепции состоит в том, чтобы направить верующего на путь правильных поступков, в противном случае вам придется столкнуться с результатами своих негативных деяний. Подходы различаются, но цель одна - помочь человеку развить в своем сердце основополагающие ценности - любовь, сострадание, умение прощать. И если, несмотря на различие в подходах, цель одна, то нет смысла воздвигать барьеры и идти на конфликт, здесь можно привести пример с лекарством - если вы заболели, нет смысла спорить, чье лекарство лучше, никто не станет говорить «Это мое лекарство, а это твое, мое лучше - принимай его», лекарства прописываются каждому пациенту индивидуально, одно и то же лекарство может оказаться полезным для одного пациента и бесполезным или даже вредным для другого.
Подобным образом, и религии являются лекарством, позволяющим победить негативные эмоции. В силу ментальных предрасположений для одних людей более эффективными оказываются теистические религии, для других нетеистические, все зависит от индивидуальной личности, но в любом случае цель одна, как только вы поняли это, вы не станете ссориться, не станете выказывать неуважение друг к другу. Нам, человечеству, нужны различные традиции. Однажды в Австралии на публичной лекции представляя меня, христианский священник заметил: «Далай-лама хороший христианин».
Вопрос: Для большинства религий - христианства, ислама, иудаизма - актуален вопрос адаптации к реалиям современного мира, ведь в современном мире очень много факторов, которые отвлекают от духовной жизни, актуальна ли такая проблема для буддизма?
Далай-лама XIV: Нынешний Папа римский, являясь теологом, подчеркивает важность двух факторов - веры и логического анализа, оба фактора имеют большое значение. Религиозный пласт зачастую явление таинственное, и людям порой трудно его понять, именно поэтому размышление и логический анализ играют важную роль, поскольку позволяют увязать религию с повседневной жизнью.
Я обычно выделяю три аспекта в буддизме - религиозный аспект, включающий веру, определенные ритуалы, молебны, молитвы, буддистскую философию с ее основополагающими концепциями - нирвана, мокша - освобождение, состояние Будды и, наконец, буддистскую науку, описывающую материю функционирования ума и эмоций. Если говорить о последовательности, в которой нужно излагать эти аспекты, то на первом месте стоит буддистская наука, она позволяет понять, какова реальная картина мира, получить адекватные представления о явлениях внешнего и внутреннего порядка. Адекватное понимание действительности приводит нас к пониманию возможности - трансформация ума, сознания, ведет к трансформации нашего поведения, наших поступков.
Так мы меняем причины, и это приводит к изменению следствий, в результате уменьшается страдание и преумножается счастье. Такова буддистская концепция прекращения страданий. А для того, чтобы осуществить весь этот процесс, нам необходимы буддистские молитвы, буддистские ритуалы и медитации, то есть третий аспект. Такова последовательность - на первом месте буддистская наука, потому что с буддистской точки зрения какой бы то ни было позитивный результат возможен только при условии адекватного восприятия действительности, и напротив, любые страдания, боль являются следствием неадекватного восприятия действительности, применения методов, которые не отвечают реальному положению вещей.
Возьмем, например, убийство, воровство, избиение, насилие - применяя такие методы осуществления своих деланий, вы можете получить кратковременное внутренне удовлетворение, однако в конечном итоге окажется, что в действительности этот метод не способен привести вас к счастью, и напротив, помощь и служение другим - этот метод приводит к счастью. Если вы поможете другому, он будет счастлив, и в результате у вас появится новый друг, больше улыбок, вы испытаете удовлетворение.
Грубые слова, избиение, причинение вреда приносят страдание другим, в результате у вас появляется новый враг, а ведь никто не хочет врагов, враг - это тот, кто причиняет вред. Такова буддистская логика. Любое действие, основанное на логике и на знании истинного положения вещей приносит позитивный результат. Ошибочное действие, действие, спровоцированное отрицательными эмоциями, в основе которого лежит неведение, приносит негативные результаты, поэтому прежде всего необходимо получить адекватное восприятие действительности, изучить явления внутреннего и внешнего порядка, эти и занимается буддистская наука. Если мы опираемся на буддистскую логику, то у нас не возникает проблемы, как соотнести буддистские концепции и повседневную жизнь. Буддистской традиции 2500 лет, она была актуальна тогда, он актуальна и сегодня, нет никакого смысла ее менять.
Вопрос: Можно ли выйти из-под влияния своей прошлой кармы и что нужно для этого сделать?
Далай-лама XIV: Карма - это не один отдельно взятый элемент, но совокупность множества различных элементов. Возьмем для рассмотрения ваше возвращение домой - вы купили билет на определенный день и определенный рейс, скажем, вы приняли это решение неделю назад, однако нет стопроцентной гарантии, что вы полетите именно в этот день и именно этим рейсом. Если говорить о карме, которая была накоплена вами в прошлом, эта карма обладает потенциалом принести результат, будь то позитивный или негативный, хорошая карма приносит позитивный результат - счастье, дурная карма приносит негативный результат - боль.
Представим, что вами уже накоплена дурная карма, которая вот-вот принесет негативный результат, однако если сейчас вы накопите новую позитивную карму, которая окажется сильнее предыдущей, то тем самым вы снизите потенциал проявления негативной кармы, этого также можно достичь с помощью раскаяния, начитыванием определенных мантр, взращиванием ботхичиты, устремления к просветлению ради счастья всех живых существ. Ботхичита - безграничный альтруизм, это очень сильное чувство; если в нас есть ботхичита, то хотя негативная карма и сохраняется в нашем потоке ума, она становится похожей на семена, которым недостает влаги и потому они не могут прорасти, под ее воздействием негативная карма теряет способность приносить результат.
Таким образом, даже если мы уже совершили негативные действия, они обладают потенциалом приносить результат, и все же если в действие вступает более сильное противоядие, этот результат не может проявиться. Такой пример действует с состраданием. Одним их самых сильных противоядий является раскаяние в совершенных нами негативных поступках. Однажды в Афинах я повстречал человека, который рассказал мне, что много лет назад, в молодости убил козу. Он так глубоко раскаивался в содеянном, что когда он описывал мне этот случай, из его глаз текли слезы - вот такое подлинное раскаяние и чувство глубочайшего сожаления о совершенном автоматически снижает потенциал проявления последствий негативной кармы или даже полностью его устраняет.
Вопрос: Согласно буддистской религии необходимо избавляться от привязанностей, хотя вы как-то заметили, что очень привязаны к своим четкам. А вот есть ли у Далай-ламы друзья?
Далай-лама XIV: Буддистская концепция непривязанности порой встречает некоторое непонимание. Непривязанность не означает, что вы не испытываете сильных чувств, не делите вещи на хорошие и плохие, и у вас нет желаний. Как я говорил раньше, желания и любовь подразделяются на две категории, то же самое и с гневом - он тоже подразделяется на две категории: первая категория провоцируется омрачающими эмоциями, в основе которых лежит неведение. Под воздействием этих эмоций вы утрачиваете способность адекватного восприятия действительности, то, что вы видите, - это лишь проекция вашего ума.
Один ученый, шведский психоаналитик, поделился со мной своими открытиями, его исследования показывают, что когда в нас проявляется обычное чувство гнева, то спровоцировавший его объект представляется нам крайне негативным, и это вызывает в нас очень сильное чувство отвращения, однако 90% этой негативной окраски не более чем проекция нашего ума, не имеющая никакого отношения к действительности, мы преувеличиваем степень негативных качеств объекта, рисуем его себе на 100% отрицательным, и в результате испытываем отвращение или гнев. Это верно и в отношении любви и желания.
Конечно, объект ваших желаний обладает определенными положительными свойствами, но под воздействием эмоций вы воспринимаете его положительным на все 100%, и тогда возникает очень сильное чувство близости, желание - вот это называется привязанностью, и от такой привязанности нужно избавляться, потому что она наполовину основана на неведении. Если вы руководствуетесь такой привязанностью, то любое действие, совершенное вами в отношении данного объекта, не будет адекватным, ведь на самом деле объект ваших желаний не является таким уж замечательным, но ваша ментальная проекция показывает, что он замечательный на все 100%, и вы действуете в соответствии с этим восприятием.
Такое действие не может быть адекватным, от привязанности такого рода необходимо избавляться. Однако существует также безграничная любовь, сострадание. Безграничная любовь - это любовь непредвзятая, любовь не только к своим друзьям, но и к своим врагам, они тоже человеческие существа, живые, у них тоже есть право на избавление от страданий, но они постоянно испытывают страдания, вы должны окружить их своей заботой - вот это подлинное сострадание, основанное на адекватном восприятии действительности. Наши обычные заботы и сострадание, которое распространяется только на наших друзей, основано на предвзятости, мы думаем, он мой друг, а этот друг может быть очень плохим человеком, но ваша ментальная проекция делает его на 100% хорошим, и вы испытываете привязанность.
Под воздействием этой метальной проекции сегодня он кажется вам очень хорошим, а завтра вы вдруг увидите его плохим, результатом будет гнев и ссора. Поэтому нужно избавляться от той привязанности и желаний, в основе которых лежит неадекватное восприятие действительности, желание же и любовь, основанные на адекватном восприятии, можно преумножать. Возьмем, например, бодхисатву. Бодхисатва целенаправленно взращивает в себе непривязанность, для чего? Для того, чтобы затем взрастить привязанность, основанную на логическом анализе, у бодхисатвы есть весьма своеобразный вид привязанности - привязанность ко всем живым существам. Для того, чтобы развить в себе такой непредвзятый вид привязанности, нужно сначала избавиться от предвзятой привязанности, это и называется непривязанностью.
В 1962 далай-лама написал книгу о Тибете под названием Моя земля и мой народ. Далай-лама XIV не оставляет надежду превратить со временем Тибет в зону ахимсы, т.е. зону ненасилия и мира, освобожденную от всех видов оружия, место гармонического сосуществования человека и природы.