Тема сенокоса оказалась довольно увлекательна в изобразительном плане, поэтому захотелось ее немного расширить и напомнить некоторые картины великих художников.
Начнем с Возрождения.
"Великолепный часослов герцога Беррийского"
2 часть - цикл Времена года
Рустикальный мастер
Датируемая 1440 годом, эта картина написана одним из художников при Шарле 7. Место - Париж, луг на островке Жюиф, рядом с Сите (теперь насыпь Нового Моста. Мы можем увидеть Королевский дворец Сите, а точнее его крышу. Слева направо мы можем наблюдать башню Бонбека, Аржана и Цезаря, Часовую башню, галерею Святого Луи, башню Монтморенси и Сен-Шапель. Дворец Сите, основан в 1417 году, был не только жилищем королей, но и местом заседания административной, финансовой и судебной королевской власти.
На переднем плане изображена сцена сенокоса, который мы можем наблюдать в деревнях. Женщина сгребает сено, другая укладывает его вилами.Справа трое косят траву.В центре картины - сеноворошилка с вилами.
Братья Лимбург - Поль, Эрман и Жеаннскен, французские живописцы-миниатюристы, родом из Северных Нидерландов. Прославились благодаря созданию «Великолепного Часослова герцога Беррийского» и остались в истории искусств как великие художники Северного Возрождения.
«Великолепный часослов герцога Беррийского», является одной из самых прекрасных книг в истории мировой культуры. Манускрипт был начат братьями Лимбургами в период между 1409 годом по 1416 год. Сам текст, заглавные буквицы, маргинальные декорации и позолота, скорее всего, выполнены другими мастрерами.
Братья Лимбурги не закончили книгу. По некоторым сведениям они скончались в 1416 году от чумы. Из 129 миниатюр рукописи при жизни братьев Лимбургов было выполнено 65.
Часослов был выполнен по заказу Жана, герцога Беррийского. Он состоит из 206 листов - 412 страниц, размером 29×21 см. Несмотря на свой небольшой размер, эти миниатюры являются одним из самых значимых памятников интернациональной готики.
Как правило, часословами, или часовниками назывались рукописные книги. Они начинались с календаря, который обычно сопровождался изображениями трудов и развлечений в различные времена года и знаками Зодиака.
Далее следовала Литургия, приуроченная к определённому часу, состоявшая из библейских чтений, молитв.
Часослов украшался миниатюрами и был одет в великолепный переплет. Как правило, часослов дарили на бракосочетание, рождение первенца и многие другие торжества.
Так же часослов содержал ряд сведений практического характера по астрономии, астрологии, медицине и другим отраслям знаний, что делало его, не только желанным подарком, но и своеобразной домашней энциклопедией.
Над рукописью часослова работало огромное число людей: «Мастер Теней», предположительно Бартоломей ван Эйк; Жан Коломбо и многие другие. Само создание манускрипта заняло около 80 лет.
Главную ценность часослова составляют миниатюры Календаря года, на которых изображались занятия людей в разные месяцы. Они построены по одной схеме: сверху, в полукруге, показаны знаки Зодиака, соответствующие тому или иному месяцу. Ниже - прямоугольные миниатюры с различными сценами.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Великолепный_часослов_герцога_Беррийского http://www.bibliotekar.ru/k108-Limburg/14.htm Это картина Питера Брейгеля, которая так и называется "Сенокос" - и где-то там, за заднем плане присутсивуют и косцы, и стога, и даже груженный воз. Но меня всегда больше интересовали фигуры на переднем плане, особенно те самые, у которых корзины с овощами вместо голов...
Искусство Нидерландов 16-го века
Картина «Сенокос» из серии пейзажей «Времена года» художника Питера Брейгеля посвящена летним месяцам июню и июлю. Сохраняя всеобъемлющий характер своих панорам, Брейгель в основу каждого художественного решения кладет острое и, в конечном счете, конкретное ощущение реальности. Достаточно вспомнить обращенность в пространство сцены картины «Сумрачный день», посвященной весне; уравновешенность спокойных ритмов картин «Сенокос» и «Жатва»; другую пространственность - как бы сокращающуюся, сжимающуюся - осеннего пейзажа и объединение всех композиционных линий вокруг тихо-оживленного городка в картине «Охотники на снегу», чтобы почувствовать, как уже самое существо композиционного строя этих картин призвано выразить состояние природы. Природа Питера Брейгеля и грандиозна и совершенно близка человеку, достоверна. Но было бы неверно видеть в серии картин «Времена года» жизнь одной природы. Созданный в живописных картинах Брейгеля мир заселен людьми.
Гейнсборо Томас «Повозка (Возвращение с жатвы)»
Год 1767
С 1761 Гейнсборо посылает свои работы в Лондон на выставки Общества художников. В 1768 он стал членом-учредителем только что организованной академии художеств, с 1769 регулярно участвует во всех выставках.
Его пейзажи этого периода пронизаны поэтическим настроением, где человеческая фигура включается в эмоциональную игру природы. Легкость мазка, тонкость красочной гаммы дополняет настрой пейзажей. Одним из главных приемов Гейнсборо в пейзажах - изображение солнечного света, соединяющего фигуры с окружающей средой и дающего картине изменчивую трепетность жизни: Водопой (1777, Лондон, Национальная галерея), Возвращение с жатвы (ок. 1767, Бирмингем, Институт Барбера), Повозка, едущая на ярмарку (1786, Лондон, галерея Тейт).
Friedrich Gauermann/ Гауерманн. Austrian, 1807-1862. The Harvest carriage. - Воз с сеном.
http://en.wikipedia.org/wiki/Friedrich_Gauermann Уильям Блисс Бекер Прятки в копне сена 1881 г.
[American Painter, 1859-1886]
http://www.youtube.com/watch?v=H4KTpHW0ZP4 Бекер и Гендель
Далее переходим к французским импрессионистам, а именно - Клоду Моне.
У Моне есть серия из 25 картин, посвящённых стогам. Эта серия была написана летом 1890 года в Живерни. В ней Моне стремился также передать различную степень освещённости стогов при различной погоде и в разное время суток.
Первый же стог появился на полотне Моне в 1865 году.
В 1888 г. Моне продолжает работу над циклом «Стога». Некоторые искусствоведы причисляют к этой серии 1890 года пять картин со стогами, написанные Моне летом 1888 года.
Суть нового метода художника такова: он начинал писать один вид одновременно на нескольких холстах, и на каждом стремился передать состояние природы в строго определенный, довольно краткий период времени, работая над одним полотном порой не более получаса. В следующие дни он продолжал методично писать в той же последовательности, пока все холсты не были закончены.
«Я упорно работаю над серией стогов сена в различном освещении, - пишет он из Живерни Гюставу Жеффруа. - но в это время года солнце так быстро заходит, что я за ним не поспеваю. Я стал так медленно работать, что просто прихожу в отчаяние, но чем дальше, тем я яснее вижу, как много надо работать, чтобы передать то, что я хочу уловить: «мгновенность» и, главное, атмосферу и свет, разлитый в ней. Теперь мне все больше претит все сделанное чересчур легко и поспешно. А потребность передать то, что я чувствую, становится все настойчивее. Я молю Бога, чтобы у меня как можно дольше сохранилась способность работать, потому что мне кажется, что я еще добьюсь успехов».
Серия «Стога», состоявшая из двадцати пяти полотен, имела огромный успех.
В 1891 г. Моне выставил пятнадцать картин этой серии в галерее Дюран-Рюэля. Все картины были проданы за три дня.
Камиль Писсарро в письме своему сыну Люсьену в марте 1891 г. писал: «Покупают только работы Моне, кажется, что их не хватает. Ужаснее всего то, что все хотят иметь «Стога на закате»… Все, что он делает, отправляется в Америку по цене в четыре-пять-шесть тысяч франков».
Винсент ван Гог Noon Rest after Millest Saintremy 1890 г.
Поль Гоген Haystack
Леон Огюстен Лермитт. Сенокос. 1887
И не без модернизма-супрематизма-кубизма- украинизма в полях, лугах и сеновалах...
МАЛЕВИЧ Казимир Северинович, На сенокосе. 1929.
Суть этой картины - покой, статика, основанная на устойчивых геометрических формах.
Несмотря на широкую известность, Казимир Малевич остается пока одним из самых загадочных художников. И виной тому творчество, искусство, которое он сам создал. До сего дня непостижимым остается его главное творение - «Черный квадрат», которое ужаснуло одних и восхитило других. Картина продемонстрировала волю художника довести искания авангарда до нуля и начать разработку основ нового искусства «за его пределами». К. Малевич говорил: «Я счастлив, что лицо моего квадрата не может слиться ни с одним мастером, ни временем. Я не слушал отцов, и я не похож на них. И я - ступень» (Малевич К.С. Собрание сочинений: В 5-и т. М.: Гилея, 1995-2004).
Константин Трутовский На сеновале 1872 г.
(Обратите внимание, как упорно называют этого художника "русским", а нашу страну Малороссией - и это просто в сопроволительной информации к картинам. Удивительное хамство. А не называть ли и мне некоторых художников из Москвы и Петербурга чухонскими, а их природу какой-то чуд-ной, согласно названию этносов...)
Трутовский (Константин Александрович, 1826 - 1893) - живописец-жанрист. Получив начальное образование в одном из частных учебных заведений Харькова, в 1839 г. был привезен в Санкт-Петербург, определен в Николаевское инженерное училище и еще в бытность свою там выказал большую любовь и способность к искусству.Окончив в 1845 г. курс этого заведения и его офицерских классов, оставлен при нем в качестве репетитора и стал усердно посещать классы Императорской Академии Художеств; считался в ней учеником профессора Ф.А. Бруни и готовился быть историческим живописцем, хотя чувствовал в себе влечение предпочтительно к жанру.В 1849 г. уехал в родительское имение, где малороссийские природа и народный быт произвели на него столь сильное впечатление, что сделались главным источником, из которого он с этого времени главным образом почерпал содержание для своих произведений.Вскоре затем он вышел в отставку и поселился в деревне, лишь иногда являясь в Москву и Санкт-Петербург с рисунками и картинами.
Ольга Одальчук Летний день. Прикарпатье 2008 г.
Ольга Одальчук Заливные луга в пойме реки Десна 2008 г.