Что наша жизнь - игра,
Добро и зло, одни мечты.
Труд, честность, сказки для бабья,
Кто прав, кто счастлив здесь, друзья,
Сегодня ты, а завтра я.
Так бросьте же борьбу,
Ловите миг удачи,
Пусть неудачник плачет,
Пусть неудачник плачет,
Кляня, кляня свою судьбу.
Что верно - смерть одна,
Как берег моря суеты.
Нам всем прибежище она,
Кто ж ей милей из нас, друзья,
Сегодня ты, а завтра я.
Опера (А.С. Пушкин) "Пиковая дама" (муз. П. Чайковского, сл. М. Чайковского)
Ариозо Германа
"Игра начинается. Герман ставит на тройку - выигрывает. Он продолжает игру. Теперь - семерка. И снова выигрыш. Герман истерически хохочет. Требует вина. Со стаканом в руке он поет свою знаменитую арию «Что наша жизнь? - Игра!» В игру вступает князь Елецкий. Этот тур действительно похож на дуэль: Герман объявляет туза, но вместо туза у него в руках оказывается дама пик. В этот момент показывается призрак Графини. Все отступают от Германа. Он в ужасе. Он проклинает старуху. В припадке безумия он закалывается."
Тройка. Семерка. Туз. Тройка. Семерка.Туз. А потом вдруг - Пиковая дама, и вся жизнь летит под откос.
Человек не может выйти из игры, не может выйти из той роли, которую играет, не может снова почувствовать себя самодостаточной, уникальной личностью, владеющих собственной судьбой. Игра виновата - "меня засосала опасная трясина, и жизнь моя вечная игра"...! Так ли это на самом деле? А может, это вы, он, они убегаете от Реальности? Убегаете от звездного неба над головой? Не говоря уже о нравственном законе внутри...Убегаете в игру, чтобы там забыться, затеряться, превратиться в правило. Так как быть личностью, иногда даже человеком, страшно. Страх Реальности. И не важно, какая именно у вас зависимость - игровая, профессиональная, семейная или зависимость от "близкого человека". Ведь "Вся жизнь - игра"...
Но это лишь модель для понимания одного среза реального положения.И не более, чем модель, со своими недостатками и упрощениями. И не всё можно уложить в эту модель.
Н.Нестерова. Игра в людей. Белые люди, черные человечки №2.1987
Игра должна пониматься широко - игра в любовь, игра в семью, игра в шофера - какая жена не бесилась, когда муж все вечера пропадал в гараже? А работоголики? Игра в работу и эффективного менеджера. В этакую незаменимость - стоит вынуть одну деталь, и все развалится. Шопоголики - игра в покупателя, человека, могущего позволить себе почти все в этой жизни... Широко в нашей стране распространена игра в болезнь, потому что все сочувствуют и соболезнуют. Да и поговорить есть о чем.
Мы все развлекаемся в интернете - такая хитрая подмена жизни - словами. Игра конкретная тут ни при чем - дело в личности, вернее проблемах личности. Игра - это способ уйти в некую виртуальность, нежелание решать конкретные вопросы.
Но есть еще биологические основы и проблемы воспитания, влияние общества и психологические особенности самого общества. Мне кажется, что если бы многие не заглушали свое восприятие действительности алкоголем или любым другим "нехорошим" увлечением - то смертей, особенно в среднем возрасте, было бы значительно больше. Без игры человек жить не может - все дело в выборе и чувстве меры.
Эшер
Игровая зависимость наступает обычно именно в том случае, когда имеется особая врожденная склонность к любой зависимости. Если не в игре конкретной - то в другом это будет ярко и четко проявляться. Алкоголь, например, наркотики - или альпинизм, дайвинг - о! там кайф больше, чем при любом наркотике, говорят...Аддикция присутствует всегда - но она есть в любом более менее осмысленном жизненном действии.
Есть, конечно, специфические формы зависимости ради зависимости. То есть когда необходима аддикция как смысл жизни.
Другой вопрос, что эта аддикция может быть направлена но какое-то более позитивное действие - марки, например,собирать или кактусы разводить. Просто не надо маньячить. Особенно с кактусами :)
Возьмем, например, он-лайновые игры. Игра подменяет тебе реальный мир, фактически в ней ты получаешь то, чего тебе не хватает в реальном. К тому же мир игры просто интереснее.
Признание одного геймера: "Хочется туда свалить от проблем подальше, потому что там их нет, а если и есть, то они совсем другие. В сети у тебя нет твоих комплексов из реальной жизни, а даже наоборот - каждый там в той или иной мере супермен, иначе бы и не играло так много народу. Разумеется, все то же самое можно отнести и к оффлайновым играм, за исключением одного НО: в них нет того, что называется feedback. Живых реальных людей, которых ты часто даже ни разу не видел живьем, но которые тебе дают ту степень общения, которая тебя не напрягает."
А через какое-то время ты начинаешь чувствовать ложную ответственность перед этими людьми, часто она превышает ответственность перед семьей. Люди, которые думают так же как и ты, заинтересованы тем же чем и ты. А если ты бросаешь игру - ты никогда больше их не увидишь, потому что они - только там.
Тут явно прослеживаются страх перед реальностью, перед смертью и полным исчезновением - ведь пока продолжается игра, мы будем жить. Может быть, даже вечно... Правила и законы игры, причем любой, - большой соблазн для тех, кто не в силах создавать свои.
По моим наблюдениям, чем примитивнее игра, любого типа, тем больше народу на нее подсаживается. Наверное это связано со средним уровнем развития людей. Ведь даже лузер сможет что-то сделать в примитивном мирке. Такие простые игры гораздо лучше соответствуют внутреннему миру этих людей, чем сложная реальность. Ведь реальный мир это не очень простая игра. Тут слишком много вариантов и обидеть любой может.Чтобы достичь чего-то - это же уйму сил надо потратить, или свои мозги напрягать. Но вот это уже трудно, их (мозгов) и так, чтобы не очень, жалко - пораскинешь - кто потом собирать будет?
В таком случае виртуальность оказывается просто альтернативой, параллельным миром. Наступит время, и некоторая ветвь человечества уйдет с головой в виртуальность и станет киборгами, люденами Стругацких - почему бы и нет? это их путь.
Не будем навязывать другим свое понимание - ведь смысл жизни, её цель определяет сам человек в процессе своего существования.
Причем на формирование этой жизненой цели в том числе влияет окружающая действительность, жизненнный опыт, мировоззрение в существующем тоннеле реальности - получается, что у каждого смысл жизни свой, и решать, у кого лучше, у кого хуже - слишком большая ответственность.
На мой взгляд, наиболее объективная позиция состоит в том, что виртуальность игры отбирает время непосредственно у жизни. Но про это сложно сказать - плохо это или хорошо. Пример - с появлением телефона многие тратят по полчаса-час в день чтобы говорить по телефону. Но мало кто говорит что телефон отбирает человека у реальности. А телевизор, и те же пресловутые сериалы? Какая разница, от чего получать необходимый поток информации плюс эмоциональную подпитку? Здесь можно возразить, что в этом случае человек теряет только свое время - а зачем оно ему вообще нужно? не все ли равно, как это время убивать? - но не деньги, особенно если от него зависят другие люди, семья, дети.
Ватерло
Кстати, специалисты находят достаточно причин игры именно на деньги - ведь с социальной точки зрения тут-то и коренится суть проблемы.В этом случае весьма поучительно прочесть или перечесть повесть Достоевского "Игрок", где он описал свою собственную аддикцию. И историю одной замечательной русской "бабушки", произведшей фурор в казино, где в конце концов этот рулетный "зеришка" жестоко наказал ее. Так любая зависимость жестоко наказывает самого человека - и как не убирай от него игрушки, он все равно найдет в чем ему приложить все свои усилия для получения "неизъяснимого наслаждения" с вполне прогнозируемыми последствиями.
Где граница? Мера есть основа всего.
Современный английский художник Майк Вудс "Падающее сердце"
Но у наших клоунов свои ролевые игры, которые неотвратимо приведут к плачевным результатом.
Принятие закона на запрет игорного бизнеса - когда слушаешь всю эту бредятину, которая несется с трибуны Рады, то возникает вопрос - у них там конкурс на самый низкий ай-кью? И кто победитель? Хотя уже понятно, что это совместная победа - ПР+БЮТ...
Выступления, демагогия, полное "блюзнирство"...Откуда статистика, Королевская? Что за чушь? Или Украину с любимой РФ перепутала? Никакой достоверной статистика нет - один безответственный треп. Разговоры о том, что страсти к игре подвергаются МИЛЛИОНЫ украинцев - большего невежества я не слышала. И эти, которые там сидят, образованные - их голоса не слышно, и не видно, вообще как-то неприметно забились по уголкам. К какой игре? когда подвергаются? а конкретно? Нет ответа...
Из всех зависимостей, игровая - одна из самых не-агрессивных, и вполне общественно адаптивна, хотя социальные проблемы присутствуют.
Жить в Матрице - и при этом бороться с игрой в карты, "однорукими бандитами" или тотализатором тупыми запретами? В этом случае количество Смитов растет прогрессивно...В этом прослеживаются садо-мазохистские наклонности тех, которые увлекаются подобными законами тоталитарного толка.
Более того, подобные вопросы невозможно решатьтак просто, без обсуждения в обществе, без разработанных программ и четкой, конкретной статистики. Ничего этого нет - есть стукнувшая в голову мысль и предвыборный безответственный популизм. В то время, как игра - это чрезвычайно сложное и противоречивое проявление человека как личности, сложный мир взаимоотношений разных групп, и ее невозможно запретить даже на уровне игральных автоматов.
Возврашаясь к законодательным извращениям Рады, отметим, что аргументация просто убийственная, Лигачев(имеется в виду создатель закона на запрет алкоголя, что также сопровождалось мантрами о высокой морали и спасении бедных семей миллионов) бы обзавидовался - сначала по-совейски, в стиле Королевской-Тимошенко, все просто запретим, а потом будем думать, что, как и кому разрешать. И главный вопрос - сумма отката, это даже не вызывает никаких сомнений.
На самом деле, никого не интересует никакая мораль, но исключительно деление бизнеса и прибирание его к рукам. Откуда же деньги -то брать на выборы? Из тени, само собой. Но сначала эту тень следует создать.
Особенно цинично прозвучало выступление Кармазина: "Я сознательно голосовал за снятие вето (читай - против Президента), но думаю, что в этом законе мы перегнули палку. Надо, чтобы этот закон был доработан, и с указами ПРАВИТЕЛЬСТВА опять был рассмотрен Радой" Вот и просто ларчик открывается, причем так происходит все время работы госпожи Тимошенко. Намеренно создаются такие законы, за которые потом героически бьется премьер-трудяга. Благополучно отменяется то, за что раньше стадо баранов, или петухов в Раде дружно прокукарекало-пробекало - а тут и Юлия Владимировна предстает истинной спасительницей народа.Уря! В отличие от Президента. Он просто предлагает разумные решения многих проблем, которые действительно помогли бы нашей стране выйти из сложных положений.
Поэтому так и хочется заткнуть фонтан "моральных поучений" из грязных уст абсолютно аморальных личностей - не кокаинистке и наперсточникам указывать людям, что морально, а что нет.
Так что нужно бороться с технологиями давлениями на психику, зомбирования людей, а не с самим явлением.
СПРАВКА
В Америке число зависимых от компьютера приравнивают к количеству наркоманов, а это 4,7% населения. В Украине официальных цифр нет, но по данным Института зависимости таких людей всего 1,5% (около 600.000 чел). Хотя професcионалы в эту цифру не верят, по их мнению, таких людей раз в 5 больше.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Азартные игры появились еще на заре цивилизации. В древнем Вавилоне, и Египте находили игровые кости. На Востоке и Западе с удовольствием предавались азартным играм, и ничто - ни власть, ни церковь, и ни тем более никакие доводы рассудка не смогли остановить азартные игры.
Азарт не является патологией.
Азартные игры сами по себе в той или иной форме являются развлечением. Любой человек свободен, делать то, что хочет.
В том числе это касается и развлечений.
Но иногда случается так, что у человека может возникнуть зависимость от азартных игр.
Такой игрок сам уже не владеет своей жизнью.
Вся его жизнь - это игра.
Появляется зависимость от игр, которую я назвал игроманией.
Это уже является патологией личности. Патология характера любая, в том числе и игромания достаточно хорошо лечится психотерапией. И моя задача показать и рассказать, как это делать наиболее эффективно.
Игромания может быть у человека развиться очень быстро. В моей практике был случай, когда человек "заболел рулеткой" в течение одного дня, и за неделю разорился. Еще чуть позже он покончил с собой.
Поэтому нельзя считать игроманию просто безобидным времяпровождением.
Если эта патология характера влечет за собой изменение благосостояния человека в сторону обнищания, то лучше от такой зависимости избавляться.
Существуют несколько причин, почему азартные игроки вообще играют на деньги:
1. Азарт.
2.Алчность.
3.Скука.
4.Развлечение.
5. Социальный статус обязывает.
6. Красование перед женским полом.
7. Сексуальное удовлетворение.
8. Мазохизм.
9. Убежище для праздного ума.
10. Тренировка памяти и интеллекта.
11. Игра с судьбой.
12. Стремление доказать свою удачливость.
13. И, наконец, просто необъяснимое возбуждение.
Причем, заметим, что у человека есть как минимум 2 мотива поведения.
Один настоящий. А второй тот, который красиво звучит.
Так вот настоящий мотив игрока может находиться глубоко в подсознании, и игрок может не осознавать его. Его может просто тянуть играть...
Но тот мотив, который красиво звучит, игрок может придумать любой.
Игровая зависимость не лечится медикаментозно, поскольку также, как психопатия, находится в области подсознательного.
Однако, также как и психопатия, игромания, безусловно, очень хорошо лечится при помощи психотерапии.
ПРИШЛЕПАЛО ИЗ ИНТЕРНЕТА.
АЛЬЦ-ГЕЙМЕРСКОЕ...
- Черт! - Человек мотнул головой и медленно обвел сидящих за столом стеклянеющим взглядом. Мерцающая надпись прямо над его физиономией гласила "HolyButcher (Paladin) has entered the server". Сидящие мигом вскочили, Таурен быстро взял Человека за плечи, поставил перед собой, вручил молот, доспех и кучку склянок и шмота, развернул на 180 градусов и вытолкнул в открытую Орком дверь. Дощечка над дверью озарилась сиянием, и на ней проступили мерцающие желтоватые буквы.
"Warsong" - гласила надпись.
- Интересно, узнаем ли мы когда-нибудь, что с нами происходит в это время? - медленно и немного печально проговорил Орк, закрывая дверь.
- Меня куда больше интересует, доиграем ли мы вообще когда-нибудь? - ухмыльнулся Гном.
- До вайпа доиграешься, - оскалился Таурен, - Продолжай, в первый раз что ли.
Гном взял несколько листов исписаной бумаги с того места, где сидел Человек, сел на свое и убрал листы в картонную папку. Затем прокашлялся и огласил:
- Люк Скайвокер был тяжело ранен во время обороны планеты и теперь будет отлеживаться в дворцовом лазарете, - Гном кинул взгляд на уже гаснущую надпись на двери, - Ну, пока его не отпустит. Итак, вы в коридоре нижнего этажа замка, против вас семь тяжеловооруженных имперских дроидов...
Люк чувствовал себя абсолютно здоровым, но его продолжали держать в лазарете. От скуки он включил древний развлекательных агрегат, на котором, как ни странно, обнаружилась установленная "The Anicent Sims Online 3007". Создав виртуального человечка многократным нажатием кнопки "Randomize", Люк обставил его квартиру старой разваливающейся мебелью, нашел первую попавшуюся работу, добавил проблем с девушкой и родителями, сохранил и выключил аппаратуру, решив, что лучше будет потратить время на тренировки с Мечом.
Человек открыл глаза. Первое время он слабо понимал, кто он и где находится.
Потом он вспомнил все. Про родителей. Про девушку. Про работу.
Человек зажмурился. Затем усилием воли поднялся на кровати, окончательно проснувшись. В ответ на его взгляд циферблат часов с радостью сообщил ему, что на работу он сегодня опоздал.
Человек понял, что открытие глаз было не самым необходимым действием в ближайшие еще пару часов, но было уже поздно. Прошлепав на кухню и полюбовавшись на пустой холодильник, Человек поморщился и выудил с нижней полки пакет кефира.
Затем он включил компьютер и щелкнул на ярлык "World Of Warcraft" на рабочем столе.
"Game server: Warsong. Login: HolyButcher. Password: *******. Awaiting connection..."