Правильное название
- Кто-нибудь знает как в Древнем Риме называли раба, занимающегося предвыборной агитацией?
- Его называли покойником. Рабы не вели агитации - это слишком чревато.
(medieviste)
===
Католик? Гугенот?
Адриен д'Аспремон, виконт д'Ортез, женатый на Николетте де Бурин, был в 1572 году губернатором Байонны и получил от короля Карла IX, как и все прочие губернаторы провинций Франции, приказ произвести резню гугенотов во вверенном ему округе.
Приказ он категорически отказался выполнять, не выполнил сам и не позволил никому учинить нечто подобное в провинции, а королю ответил:
"Государь, я сообщил повеления Вашего Величества Вашим верным жителям и войскам гарнизона; я нашел в них только добрых граждан и доблестных солдат, но ни единого палача". "Таким образом, они и я просим Ваше величество использовать наше оружие и жизни только для подобающих дел". И заключил: "Так что в этом деле Вы не должны надеяться на какое-либо мое повиновение".
Отказали королю в выполнении приказа также: Клод де Савой, граф де Танде, наместник Дофинэ, где не погиб ни один протестант; он, получив приказ, попросту отбросил его, объявив, что король такого приказа отдать не мог, а что приказ такой могли от его имени разве что измыслить враги общественного порядка, справедливости и милосердия, чтобы утолить свои дурные страсти; Эльнор де Шабо, граф де Шарни, лейтенант-генерал в Бургундии (он так основательно пресек местные инициативы, что на территории всей провинции погиб только один протестант в Дижоне); Франсис де Мандело, наместник Лиона (который никакого успеха не возымел: он взял лионских протестантов под охранный арест, разместив их в тюремных замках, чтобы не допустить их разгрома горожанами, но те ворвались в тюрьмы и их вырезали; слухи об этом ходили разные); Бертран де Симиан, сеньор Гордский; де Сент-Эран де Монморен, наместник Оверни - он заявил, что не подчинится такому приказу, пока король лично не явится и не отдаст такой приказ ему в лицо собственными устами; Таннегю Ле Венёр де Каруж, наместник Нормандии, - он сам отказался выполнять приказ и сделал все, что было в его силах, чтобы оградить протестантов в Руане, но не имел власти над этим.
Это почти каждый третий губернатор.
(wyradhe)
===
Невозврат
5 октября 1789 года Вашингтон взял из тогда единственной библиотеки в Нью-Йорке научный труд по вопросам международной политики Law of Nations, а также том записей дебатов в британской Палате Общин. Книги следовало вернуть через месяц.
За 220 лет штраф за просроченные книги с учетом инфляции составил около 300 тысяч долларов. Библиотека заявила, что не будет требовать выплаты штрафа, однако хотела бы получить книги обратно. Где они могут сейчас находиться, однако, неизвестно.
Пропажа была обнаружена, когда библиотекари оцифровывали книги XVIII века.
===
С Дону выдачи нет
Был такой славный период в истории Италии как Рисорджименто (период борьбы за политическое объединение Италии.). То бишь освобождение Италии от злобных австро-венгерских захватчиков. Кто читал "Овода" Войнич, тот, конечно, хорошо это помнит.
Джузеппе Гарибальди уж точно помнят все. Великий был человечище. Когда он был в очередном походе против гнусных австрияков, то занесло его неверным ветром войны в Сан-Марино. Сан-Марино, как известно, является САМОЙ древней республикой в мире, и не терпит никаких тираний и прочих королей. И потому, соответственно, старается помогаться всяким гонимым революционерам и всевозможным борцам за свободу.
Гарибальди попросил у них помощи и укрытия. А ведь Сан-Марино государство хоть и гордо-демократическое, но крошечное, и с символической армией.
Правительство Сан-Марино встало перед нелегким выбором: либо сдать Гарибальди австриякам и подвергнутся остракизму всего честного вольного человечества, - либо приютить опального итальянца и подвергнуться разграблению и полному уничтожению со стороны австрийцев, ибо те могли сие сотворить в один момент.
Было принято соломоново решение. Гарибальди было сказано следующее:
- Значит так. Ты, и все твои отряды сдаете оружие, и сваливаете его на центральной площади. Тебе лично и твоим ближайшим сподвижникам мы предоставляем тайный подземный проход за пределы Сан-Марино (мол, шлёпайте потом куда хотите), а ваши рядовые солдаты пусть бродят по нашим улицам как гости сан-маринской республики. Но без оружия, само собой...
Что получилось в результате: Гарибальди с друзьями благополучно слиняли от австрийской армии, а когда австрияки вошли в Сан-Марино, им было совершенно честно сказано:
- Да, Гарибальди тут был. Где он сейчас, мы понятия не имеем. Куда-то убёг. Его солдаты? Да вот они! Оружие сложили. Вот оно, забирайте, если охота. А так, они просто гости нашей республики, не более того.
Австрийцы почесали репу, поняли, что претензий вроде как предъявлять не за что, - солдаты Гарибальди опасности не представляют, не вооружены, - и старинную республику не тронули. Пошли австрийцы искать Гарибальди в других местах.
Тем самым Сан-Марино сохранило лицо: революционер, которого любила вся Италия, был спасен, готов к дальнейшим битвам и вообще к освобождению прекрасной страны, а малюсенькая республика Сан-Марино обереглась и от позора предательства, и от погрома оккупантов.
===
Как только, так сразу
Во времена Французской революции некоторое количество французских архивов попадает в Россию. Хранятся в Питере, время от времени Франция пытается получить их обратно... дохло.
Потом революция. Приходит поздравительная телеграмма из Франции, мол, поздравляем, у вас, как и у нас, теперь Республика. Просим вернуть архивы.
Ответ Ленина: разумеется, архив - достояние Франции. Безусловно, он должен находиться на родине. А посему будет возвращен на следующий же день после установления Советской власти во Франции.
(Ирукан)