Пиратская лирическая - из неизвестного

Feb 28, 2007 10:41

Странная штука известность. Все знают о пиратах Карибского моря, но мало кто-об их коллегах со Средиземного. Многие читали про "пиратских королев" и сходу назовут Энн Бонни или Мэри Рид, но мало кто вспомнит, что никакой "пиратской королевой" ни одна из них не была. К тому же настоящие "пиратские королевы" водились совсем в других водах.
Многие читывали про "береговое братство", но мало кто знает, что термин этот изобрели только в XVIII столетии - и вовсе не пираты. Да и было ли оно, это "братство"? Ведь период, когда французские и английские пираты совместно дружили против испанцев, оказался весьма скоротечным. И уж почти никто не вспомнит про "Тайифе Реиси" (в переводе - "Совет Капитанов"), алжирскую корсарскую организацию, просуществовавшую ТРИСТА ЛЕТ.
Многие слыхали про удачи "морских ястребов", особенно про баснословную добычу и приключения Фрэнсиса Дрейка. Но мало кто знает, что неудачников было куда больше, что большая часть экспедиций в Новый Свет закончилась для морских разбойников весьма плачевно, и в финансовом отношении пиратство и каперство чаще всего оказывались убыточным предприятием. Но что особенно поражает, так это легкость, с которой многие успешные походы канули в Лету. И какие!
Многие пытались повторить успех Дрейка. Испанские колонии и караваны волновали воображение дельцов и капитанов, готовивших экспедиции в Новый Свет. Но британцы и французы надолго забыли о крупных операциях. В начале XVII века только голландцы затевали масштабные предприятия, и им удалось разорить многие испанские колонии. Но если в военно-политическом отношении голландцы кое-чего достигли, то в финансовом почти все их походы были убыточными. Испанцы мгновенно узнавали о появлении голландских эскадр и прятали свои конвои в хорошо защищенных портах или задерживали их отбытие.
Но однажды в Карибском море появились одна за другой две эскадры, снаряженные голландской Вест-Индской компанией. Первую испанцы легко обманули и решили, что опасность миновала: поход эскадры весьма дорого стоит, так что посылать еще и вторую - расточительно и недальновидно. Но логика-то испанцев и подвела.
Командующий второй эскадрой, опытнейший Пит Хейн, в прошлые годы изряно досадил испанцам. У него на то были особые причины: Хейн дважды побывал в испанском плену и был ярым кальвинистом. Руководство компании ему всецело доверяло и не обманулось в ожиданиях. Мексиканский караван с сокровищами был захвачен врасплох, полностью окружен и взят без особого труда. Добыча составила баснословную сумму, 14 млн. гульденов. Надо сказать, что Хейн был человеком порядочным и скрупулезно честным. За ним не числится зверств, какими "прославились" многие морские разбойники, и мародерства. Кроме того,дисциплину он поддерживал весьма сурово, даже за пропущенную утреннюю молитву порол нещадно. Так что вся добыча дошла до Нидерландов в целости и сохранности. Питу Хейну - смешно сказать - досталось всего 7000 гульденов; главный куш поделили директора Вест-Индской компании, Оранские принцы и другие пайщики.
(Для сравнения: до Елизаветы I и других британских организаторов каперства, доходили, мягко говоря, далеко не все причитавшиеся отчисления. Команды и капитаны, не говоря уже о коррумпированных чиновниках и теневых дельцах, вроде скупщиков краденого с острова Уайт, не любили делиться.Самый яркий случай - захват знаменитой "Мадре де Диос". По разным оценкам, на ней было от полумиллиона до полутора миллионов песо. До Елизаветы I и прочих пайщиков-организаторов дошло всего 141 тысяча.)
Вест-Индская компания с лихвой окупила расходы и укрепила свои позиции. Правда, потом все равно разорилась на подобных авантюрах, ведь больше таких удач не было ни у кого, а снарядить эскадру - дорогое удовольствие.
Оранские принцы поделились с родней, фон Виттельсбахами. Те были по уши в долгах и на мушке у кредиторов, так что родственная помощь их буквально спасла. Почему я помянул Виттельсбахов? Во-первых, именно они дали повод к развязыванию Тридцатилетней войны, поспешно заняв богемский престол и так же поспешно удрав после знаменитого сражения при Белой горе. А во-вторых, деньги Оранских принцев помогли вырастить принца Руперта, который сыграл вопследствии огромную роль в английской гражданской войне, а позднее сам стал капером и флотоводцем.
А Пит Хейн стал в 1629 г. адмиралом голландскго флота, первым моряком незнатного происхождения на этой должности и прямым предшественником таких флотоводцев, как Тромп и де Рюйтер. Настоящий морской волк, он погиб во время боя с дюнкеркскими каперами, служившими Испании. Его мало кто помнит.

(Zamkompomorde с http://wirade.ru/forum)

ЖЗЛ, клио, пираты

Previous post Next post
Up