XV. Дьявол.
В лучшем ночном клубе города идёт трансовая дискотека. На огромном танцполе одновременно отрывается несколько сотен человек, но место перед пультом самого диджея практически не занято - слишком уж велика там плотность звукового потока, даже просто стоять там очень тяжело. Только две фигуры движутся синхронно - парень и девушка в ярких одеждах, танцующие там с самого начала. Они выглядят так, словно бы уже давно забыли, кто они и где находятся, забыли обо всём человеческом, кроме умения отдавать своё тело на откуп тяжёлым волнам звукового драйва.
Над ними возвышается фигура диджея за своим пультом - он стоит в тени, и невозможно сказать, смотрит ли он на них или вообще не обращает внимания на публику. Отсветы лазеров отражаются в его зеркальных очках, а над головой, словно рога, виднеются антенны его радионаушников. Он ведёт свой сет уже несколько часов, и, кажется, способен так продолжать несколько дней подряд, пока люди просто не умрут от истощения и усталости. Спокойные, экономные движения его рук чем-то напоминают движения кукловода - им также беспрекословно подчиняются тела тех, кто танцует сейчас перед ним. Видно, что он сейчас - единственный, кто не подчинён общему движению, он вызывает в людях бурю эмоций, но сам возвышается над ней, отдавая и получая силы лишь столько, сколько необходимо.
В отличие от тех, кто после дискотеки пойдёт домой и будет ещё долго вспоминать эту безумную ночь, диджей забудет о ней сразу же, продолжая жить обычной жизнью обычного человека - до следующей такой ночи. И те двое, кто танцуют сейчас перед его пультом, словно перед алтарём какого-нибудь тёмного бога, даже не узнают его, если случайно встретят на улице. Его это вполне устраивает. Его единственная истинная страсть - редкие тропические рыбки, и как раз на этой неделе в его любимый магазинчик должны были привезти несколько воистину уникальных экземпляров...
Тема соблазна и искушения - одна из древнейших тем в человеческом символизме. И фигура искусителя - того, кто получает выгоду от твоей слабости - является одной из самых неоднозначных во всём мифотворчестве. Часто искуситель оказывается воплощением не абстрактного зла, а трикстерства - часто неприятной, но необходимой части жизни, без которой немыслимо представить себе развитие. Соблазн губит людей, но соблазн же и делает из них героев. Обещание бессмертия, богатства, славы и любви приводит как к великим разрушениям, так и к великим достижениям человеческой природы - и никогда не удаётся измерить и взвесить точно всю "пользу" и "вред", потому что они будут зависеть лишь от того, кто взял в руки весы.
Дьявол, искуситель - не враг человека, хотя, в каком-то смысле, его задачей является уничтожение этого самого человека. Однако настоящее искушение всегда предоставляет возможность как уничтожить себя полностью, так и стать кем-то куда более великим, чем прежде. И самое большое заблуждение людей часто связано с тем, что существует "правильный" и "неправильный" выбор. Это не так. Само существование выбора является испытанием для человека, его главным соблазном - выбирать или попытаться взять верх над всей этой ситуацией.
Самый простой выбор - это выбор "между двух зол". Человек изначально осведомлён о том, что он проигрывает в любом случае, и ему легче решиться на поиски иного, собственного выхода из ситуации, не компромисса, но коренного изменения самих условий, уничтожения выбора в своём зародыше.
Куда более коварный выбор - это выбор между двумя "правильными" поступками. Например, казнить ли виновного преступника или проявить милосердие? В первом случае справедливость может обернуться пропагандой мести и кровной вражды, во втором - вседозволенности и попустительства. Принимая такие решения, человек должен чётко осознавать, насколько он готов брать на себя ответственность, насколько он готов _стать_ этим решением, ведь в противном случае его ожидает та же самая одержимость, что породила Инквизицию, нацистов или особо рьяных психиатров начала 20-го века.
Самым коварным выбором является выбор между "очевидно правильным и неправильным". Тут, казалось бы, всё очень просто - но здесь-то и скрывается самая опасная ловушка. Здесь ответственность и осознанность должны быть максимальными, потому что здесь-то и проверяется на практике истинность тех идей и принципов, которыми живёт человек. Даже если человек стал мучеником и умер за свою веру, это ещё не всегда означает, что он сделал это, как свободный, а не одержимый человек.
Вообще одержимость - это великая сила, которая чаще всего используется неправильно. Искушение учит нас тому, что человек должен _преодолеть_ сам выбор, сбросить с себя его ограничение, научиться в равной степени использовать и не использовать все имеющиеся возможности. Чаще же всего человек считает, что выбор - это необходимость принять одну дорогу, одну сторону, в ущерб другой. В этот-то момент человек и проигрывает по большому счёту - какие бы выгоды и победы это не принесло бы ему в ближайшем будущем.
Есть работа - и человек, даже идеально соответствующий ей, нашедший своё предназначение, всё равно может впасть в одержимость и начать отрицать иные пути, иные стороны жизни - тогда-то он и начинает умирать, тогда-то он и проигрывает свою душу Дьяволу. Только поняв саму природу выбора, предназначение любого соблазна, человек может выйти за определённые ему границы и почувствовать, как рушатся стены привычного уже лабиринта с чёткими маршрутами и указателями. Но об этом повествует следующий Аркан.