Кусочки мира - 14.

Jun 07, 2008 13:40

Долго мы с ним друг друга мучали - хотя Аркан довольно позитивен по своей сути (на мой взгляд), картинку к нему подобрать было очень непросто. Да и вообще я до сих пор не уверен, что понял этот Аркан в достаточной степени, но...

XIV. Умеренность.

В большом городе наступил вечер. Тёплый летний вечер с необыкновенно ясной погодой - хотя сумерки ещё только-только вступают в свои права, на небе уже видны первые звёзды. У края одной из дорог сидит старый сказочник, играет на лютне и рассказывает свои истории всем, кто захочет их слушать.

Он рассказывает о юном волшебнике, который хотел стать самым могущественным человеком во Вселенной. Он отдал всего себя этому желанию, и ему казалось, что сама Вселенная помогает ему в его делах. И каждый новый успех был для него лишь ступенькой к другому, ещё большему. И к середине жизни он понял, что могущество его головокружительно велико.

Сказочник рассказывает, и его глаза становятся совсем молодыми, а между пальцев, касающихся струн лютни, кажется, пробегают едва заметные искорки. Но тут его лицо мрачнеет - он начинает рассказывать о той цене, которую заплатил волшебник.

Волшебник продолжал укреплять своё могущество, преодолевая любые препятствия на своём пути. Он спорил с теми, кто был с ним несогласен, и в конце концов выяснилось, что он остался один, ибо в чём-то расходился во мнениях с каждым из своих знакомых. Даже Вселенная, которая так охотно помогала ему в начале пути, теперь всё чаще пыталась его остановить, уводила с выбранного пути, подкидывала пугающе трудные задачи. Волшебник принимал всё это спокойно - он давно знал, что такова цена за его могущество, но с каждым днём он становился всё суровее и нелюдимее, избегая всего, что мешало его занятиям.

И вот в какой-то момент волшебник понял, что достиг своей цели - он стоял на вершине своей башни, возведённой одной лишь силой его мысли, и видел весь мир как он есть. Он видел все скрытые ритмы, что управляют всем сущим, и всех тех непостижимых существ, что вовлечены в круговорот жизни. Он знал всё и мог всё, о чём когда-либо мечтал, но в то же время он чувствовал, что Вселенная отвернулась от него окончательно.

Лютня сказочника печально шепчет, вторя неспешному рассказу о том, как плакал волшебник, бессильный в своём всемогуществе, и как спустился к нему ангел, что с самого начала времён ответственен за Воды Жизни и Смерти. Ангел рассказал ему о том, что человек достиг конца того пути, который он сам себе выбрал, и дальше ему дороги нет. Даже смерть теперь не принесла бы покоя и облегчения его душе, потому что волшебник давно перешёл грань, разделяющую миры живых и мёртвых. И в тот момент, когда отчаяние волшебника достигло своего предела, ангел улыбнулся и предложил ему чашу воды. Неизвестно, из какого кувшина он её налил, и неизвестно, имело ли это значение.

Сказочник лукаво улыбается и говорит, что с того дня никто не видел самого могущественного волшебника в мире. Говорили, что он увидел всю свою жизнь, словно прямой луч света, от начала и до конца, и понял, что это был лишь один луч в бесконечном океане света. Говорили, что волшебник поменял свой волшебный посох на обычную палку и отправился странствовать. Он ходил по миру, всюду ища новые знания, интересовался жизнью других людей и их занятиями, учился всем возможным умениям и охотно поддерживал самые странные человеческие начинания. Говорили, что он стал хорошим лекарем, музыкантом, учителем и поваром. Он освоил работу с камнем, металлом, деревом, тканью и кожей, он рисовал картины и слагал стихи, ни к чему не привязываясь сердцем, но вкладывая его во всё, что он делал.

Сказочник заканчивает свою сказку, и лютня умолкает вместе с ним. Немногие слушатели расходятся по своим делам, оставляя в глиняной чашке сказочника несколько мелких монеток. Сказочник бережно убирает лютню, собирает монетки, берёт в руки свою чашку, и потом несколько минут молча сидит, глядя на неё и улыбаясь каким-то своим мыслям.

Умеренность - это ни в коей мере не ограниченность. Даже не само-ограничение в привычном смысле. Умеренность - это умение остановиться, чтобы окинуть взглядом окружающий мир. Умеренность - это умение признавать и принимать все стороны существующего, а не только ту, к которой тебе приятнее причислять себя в этот момент.

Жизнь учит нас тому, что правильное и неправильное часто меняются местами. Умение видеть в этом не борьбу, но ритм, танец, дыхание - ключ к пониманию и освобождению от узких рамок "единственно верного" мировоззрения.

К вершине горы ведёт один самый короткий путь. И один - самый прямой. О том, как редко они совпадают, многое уже было сказано, но в любом случае важно другое - дойдя до вершины, надо спускаться вниз, если ты не хочешь остановиться. И вниз ведёт бесчисленное множество дорог, и все они будут для тебя равноценны. Исчезают "единственно верные" ответы, "самые правильные" техники и системы, "самые эффективные" пути к цели... можно представить, что именно так человек впервые по-настоящему открывает свои глаза.

кусочки мира, обовсём

Previous post Next post
Up