Младшие Арканы. Придворные карты - Мечи. Паж и Рыцарь.

Mar 09, 2015 04:02

Небольшое предисловие. Чуть более полугода тому назад я устроился на свою текущую работу. Параллельно я стал очень серьезно настраиваться на масть Мечей, так как мне казалось, что это, помимо прочего, поможет мне быстро и качественно втянуться в новый рабочий процесс. Эксперимент удался на все 146%, погружение в работу получилось настолько полным, что все остальные стороны жизни довольно скоро почти полностью зачахли. Вернуться к написанию текстов помогли живые встречи по Таро (спасибо всем постоянным участникам), плюс ощущение, что полученный опыт уже более-менее трансформировался во что-то осознанное и вербализуемое. Главное открытие, которое я сделал для себя за этот период - я очень фигово понимал масть Мечей до этого. Не то, чтобы ошибочно, но очень узко. Сейчас, кажется, я более-менее доволен своим текущим уровнем понимания, но при этом осознаю, что всё равно работы там (и во всех остальных частях системы) ещё поле непаханное. Итак, пойду по порядку:

Паж. Классическая трактовка Пажа Мечей - ребёнок или юноша, обладающий острым умом, вундеркинд, часто "серьёзный не по годам". Как вариант - известие, касающееся учёбы, карьеры, какое-либо официальное извещение и т.д. Более широкая трактовка - шанс на продвижение по карьерной лестнице (чаще всего - через новое знакомство) или вообще улучшить своё положение в текущей иерархии. В перевёрнутом значении может означать человека, забившего себе голову всякой бессвязной чушью, и радостно вываливающего эту чушь на окружающих. Как вариант - человека, подавленного общим объёмом свалившейся на него информации, и делающего самые неправильные выводы из неполных или ошибочных предпосылок. В более широком смысле - "туман в голове", искажённое понимание других людей и вообще любой новой информации, ощущение "выпадения из обоймы".

В алхимической трактовке Паж Мечей - это тот самый увлекательный момент, когда у человека в голове все его текущие знания, представления, логические связи и абстрактные ассоциации перемешиваются в один равномерный винегрет, что знаменует наступление стадии винигредо в этой отдельно взятой части его жизни. Что важно, это касается не только абстрактных философских концепций, но и очень практических знаний, на уровне "как заваривать чай" или "как уместить в один день работу, два хобби, дружеские посиделки и заготовку пяти литров варенья на зиму". К чему именно это приводит, я постараюсь сейчас описать.

Мечи связаны со стихией Воздуха, одним из качеств которой является прозрачность. В воздухе видно всё и сразу, причём не возникает таких искажений, как в Воде. И что первое бросается в глаза - это очень чёткие границы и отношения между всеми объектами в этом общем пространстве. У всего есть свой размер, цвет, вес, плотность и масса других характеристик, которые, что важно, можно измерить по некоторой универсальной шкале. Наш ум, который intellectus, очень любит всё взвешивать, измерять, сравнивать и хранить результаты этих действий в одной общей картотеке. Вообще наше представление о каком-либо объекте начинается с его границ - вот тут это ещё объект, а вот тут - уже не он. Чёткое определение границ помогает установить размеры и структуру объектов. Почти всегда какой-то большой объект мы можем разделить ещё на несколько маленьких, а из них, в свою очередь, снова собрать что-то большое. Процесс этот бесконечен по всем направлениям, жутко увлекателен, и сам по себе абсолютно бессмысленен, но наш ум всё равно обожает им заниматься. Об этом и так написана куча книг, не хочу тут повторяться, просто замечу, что Мечи тут отвечают за эту самую безупречную чёткость измерений. Хороший Меч - это острый ум, способный безошибочно проникнуть в самую суть объекта, попавшего в поле внимания, аккуратно разобрать его на мельчайшие детали, а потом так же безупречно собрать их обратно.

Идеальный Меч настолько остр и холоден, что никак не влияет на объект, в который он проникает. В реальности, разумеется, никто не обладает идеально острым умом, и поэтому во все наши наблюдения, измерения и умозаключения вкрадываются ошибки. Важно то, будет ли полученная картина мира достаточно объективной и точной для работы с самим миром, или накопившиеся ошибки приведут к фатальным сбоям в нашем взаимодействии с реальностью. Честно говоря, по моим наблюдениям, наш мир очень благосклонен и милосерден по отношению к людям, так что даже люди с абсолютно нежизнеспособными картинами мира умудряются в нашем мире выживать и даже периодически добиваться какого-то успеха. Но коли уж мы говорим об алхимии, то тут без довольно серьёзного уровня владения своим умом никуда особо продвинуться не удастся. Мельчайшие ошибки со временем будут накапливаться, пока в какой-то момент не заставят всю систему рухнуть, поэтому именно тут правильно заложенные основы так критически важны.

Паж Мечей в какой-то момент видит всю картину мира целиком. Он ещё не умеет находить в ней закономерности, ритмы, узоры и прочие полезные штуки, с которыми дальше уже может работать ум. Тем не менее, он видит всё то, что уже находится в этом едином ментальном пространстве, и, что важно, умеет равно уделять своё внимание любым находящимся в нём элементам, насколько большими и близкими или маленькими и далёкими они не казались бы ему. Паж Мечей начинает понимать и использовать такие важные вещи, как перспектива и угол зрения. На практике это означает то состояние, когда человек интересуется всем и сразу, не упускает ни одной детали, плюс умеет связывать между собой (ещё не максимально эффективно, но хоть как-то) самые различные ментальные объекты, от абстрактных идей и принципов до вполне простых житейских знаний.

К примеру, пресловутые вундеркинды не то, чтобы обладают какими-то сверхъестественными способностями. Они просто умеют хорошо управляться тем, что у них уже есть - к примеру, числа для них являются не просто абстрактными символами в ещё более абстрактном ряду, а вполне понятными объектами, с которыми можно делать много разных интересных действий. Соответственно, хорошие способности к математике, языкам, да и вообще любым наукам часто связаны не с какими-то проявлениями мистических сил, а просто с развитым и хорошо контролируемым воображением. Человеческое внимание - клинок этого метафорического Меча, воображение - пространство, в котором он действует. Никакой мистики, простые и понятные вещи. И, как это обычно и бывает со всеми внутренними инструментами человека, часто находящиеся в совершенно плачевном состоянии.

Ещё один важный момент - границы, структура и вообще отношения между объектами часто намекают на некую иерархию. Хотя бы в форме простых логических связей "из А следует Б", к примеру - "я начальник - ты дурак". Именно поэтому масть Мечей так тесно связана с иерархиями в человеческом обществе, с официальной властью, законами, правилами, традициями и т.д. Карьера, социальный статус, положение в иерархии любого вида обязательно так или иначе будет связано с мастью Мечей. В современном мире мало кто может себе позволить вообще не быть включённым во всевозможные иерархии, поэтому алхимик должен уметь это чётко осознавать и работать с этими зачастую очень запутанными и многомерными связями.

Как этап интеграции Тени Паж Мечей обозначает примирение и приятие таких точек зрения и картин мира, которые раньше казались ему абсолютно неверными и неприемлемыми. То есть человек не обязательно меняет свои взгляды (хотя это часто и происходит), но теперь он спокойно допускает существование взглядов, отличных от его собственных, и может при необходимости спокойно оценивать их. Нет "неправильной информации", есть просто информация, которую можно как-то учесть. Теперь при столкновении с чем-то непривычным и необычным у данного человека возникнет не отторжение, а интерес. Вместо "этого не может быть, потому что быть не может" появляется "я не знаю, как это может работать, и мне было бы интересно это узнать". Просто удивительно, сколько ресурсов высвобождается при такой смене подхода.

Как совет в раскладе Паж Мечей может означать необходимость, с одной стороны, максимально объективно и детально разобраться в происходящем, а с другой - смотреть на ситуацию в целом, не закапываясь в детали, а пытаясь собрать одну общую картину. Возможно, даже выровнять приоритеты, посмотреть повнимательнее на что-то "неважное", что-то маленькое и серое на заднем плане, повертеть общую картину в голове, посмотреть на неё с разных углов. Или, чуть проще - постараться поспрашивать других людей и учесть их мнение в общей картине. Как и всегда у Пажа одним из самых ценных качеств будет целостность и равномерность - в данном случае, целостность и равномерность внимания к интересующему человека вопросу. Опять же, может означать некий внешний импульс, помогающий добиться данной целостности и равномерности. Импульс этот может прийти как в виде нового человека (или новой роли уже известного), так и обезличенно - советом, подсказкой, неожиданной информацией, которую необходимо обязательно учесть, а не отбрасывать сразу, как что-то "не в тему". Это, кстати, вообще один из главных советов в данном случае.

В перевёрнутом положении может означать состояние потерянности в "океане информации". Вообще перевёрнутые Арканы говорят о той или иной форме потери себя, но в данном случае человек действительно может чувствовать, что информации слишком много, и она не складывается в единую картину. Соответственно, что-то будет постоянно отвлекать человека от попыток спокойно и взвешенно разобраться в происходящем - чаще всего это будут эмоции, не позволяющие принять какую-то новую точку зрения, иногда - физическое состояние, иногда - неспособность проявить достаточную волю, чтобы выделить на это достаточные ресурсы. Конфликт с Тенью может проявляться очень по-разному, но ни к чему хорошему никогда не приводит. А учитывая, что наш ум - это та часть нас, с которой мы прочнее всего ассоциируем понятие "я", самостоятельно справиться с таким конфликтом обычно очень тяжело. Примерно как покрасить в чёрный цвет маркер при помощи самого этого маркера. Коан на уровне звука хлопка одной ладонью, к слову сказать.

Совет в данном случае очень прост, но и очень тяжёл в своём исполнении - нужно суметь свернуть с привычной колеи в своих размышлениях, отделить свои мысли от эмоций, безосновательных убеждений, забытых детских травм и обид, в общем, всего того, что мешает спокойно и логично посмотреть на ситуацию. И почти всегда это означает необходимость в какой-то посторонней помощи. Общение с новыми людьми, новые впечатления, близкое взаимодействие с другими культурами и субкультурами, социумами и индивидуумами, постоянное внимание к собственным мыслям и реакциям - не так уж и мало для одного Младшего Аркана. Но, как я уже сказал, ум является нашим излюбленным инструментом, и потому его главная сила оборачивается его же главной слабостью. Все Арканы масти Мечей обычно связаны с тяжёлой и не очень приятной работой именно поэтому - слишком уж близко это к нашему "я", и изменения в этой области жизни обычно даются самыми большими затратами пота и крови (и далеко не всегда только в психическом смысле).

Рыцарь. Одна из самых заметных и героических фигур среди всех Придворных Арканов. Рыцарь Мечей используется для обозначения множества различных вещей и процессов, но в первую очередь в глаза обычно бросается его непреклонность и даже некая благородная суровость. Классическое толкование данного Аркана включает в себя молодого человека, достаточно хорошо разбирающегося в жизни, часто умного и образованного, который уверенно делает хорошую карьеру, при этом не выделяясь особыми амбициями и претензиями. Также может означать деловую поездку, равно как и путешествие самолётом (в более общем смысле - каким-то современным видом транспорта, достаточно быстрым и комфортным). Как вариант - может указывать на важную встречу, которая окажет влияние на будущую карьеру и вообще положение в некоторой социальной структуре.

В перевёрнутом значении обычно означает человека, слишком серьёзно следующего неким правилам и положениям, или просто слишком твёрдо придерживающегося некоей системы взглядов. Это Аркан "осознанного фанатизма", когда логика не отметается, но всячески извращается для подтверждения текущих убеждений. В более широком смысле это система ради системы, бюрократия в чистом виде, когда закон, порядок, традиция ставятся выше реальных людей и обстоятельств.

В алхимическом смысле в данном Аркане проявляется и интегрируется Анима/Анимус в интеллектуальном аспекте психики человека. На данном этапе в общей картине мира выявляются закономерности, ритмы, всё более и более сложные и тонкие связи между самыми различными объектами и структурами. Все законы и правила отражаются друг в друге, проявляются универсальные закономерности, которые одинаково работают в самых разных областях знания. Это этап, на котором человек осознаёт, что он может стать специалистом в любой области знания, к которой будет проявлен его интерес. Процесс понимания сути вещей и явлений доводится до автоматизма, и ум сразу же выдаёт множество аналогий, ассоциаций, "резонирующих" идей и прочих полезных подсказок. Получившаяся картина мира отличается своей гибкостью, многомерностью и переменчивостью - она пытается отражать живую, меняющуюся реальность, а не её мёртвый и застывший слепок.

Ключевыми словами на данном этапе являются "дисциплина" и "эффективность". Здесь всё пронизано потребностью в получении максимального результата с минимальными затратами всех ресурсов. Владение собственным вниманием и вообще умом достигает совершенства - или достаточно близкого к нему уровня. Человек в этом состоянии может легко представить себе любую систему в мельчайших деталях, мгновенно рассмотреть её во всех возможных проекциях, выявить все ключевые узлы, и найти способ, как усовершенствовать её с минимальными затратами. Это мастерство истинного инженера - инженера в самом широком смысле этого слова. Не важно, проектирует ли этот человек новые машины, микросхемы, цепочки ДНК или социальные механизмы, его работа всегда будет стремиться к совершенству.

При этом такой человек очень уважает все возможные правила, традиции, структуры и закономерности. Соответственно, Рыцарь Мечей часто может выглядеть как жёсткий, а то и вовсе бездушный человек. Его интересует только выполнение его задачи, и его сознание, как идеально острый клинок, пройдёт сквозь любые преграды на пути к текущей цели. И он хорошо представляет себе, что значат слова "отсечь всё лишнее". Да, он постарается в любой ситуации найти решение, максимально устраивающее всех участников процесса (ну или, по крайней мере, максимально идущее им на пользу), но в случае необходимости применить силу его рука не дрогнет. Один из ярких образов, соответствующих Рыцарю Мечей - идеальный самурай, не допускающий даже возможности опозорить себя или своего господина. Чуть ближе к современности - идеальный кризисный менеджер, способный не просто извлечь максимум прибыли, но и сделать это с минимальными потерями для всех вовлечённых людей.

Ясное дело, что эти принципы применяются в первую очередь самим человеком по отношению к самому себе. Альбедо в данном случае означает построение идеальной внутренней структуры, свободной от противоречий и постоянно совершенствующей себя. Человек на данной стадии всё время ищет новые источники знаний, перепроверяет свои действия, анализирует их с учётом новых факторов и сразу же придумывает новую, более эффективную стратегию на будущее. Ничто не пускается на самотёк, внимание к своему внутреннему миру не ослабевает ни на секунду. Понятно, что это идеальная картина, и в реальности такого состояния добиться невозможно, но многие люди искренне стараются, и достигают вполне приличных результатов.

В раскладе данный Аркан указывает на ситуацию, когда человеку требуется максимально дисциплинированно и осознанно задействовать все свои ресурсы для решения текущей проблемы. В отличие от Пажа, внимание тут нужно не расширять и рассеивать, а, наоборот, максимально сужать и концентрировать на обсуждаемом предмете. Мечи - это не просто внимание, это сила, которая стоит за ним. Сила в данном случае означает меру изменений, которые способен совершить человек своими действиями в данном случае. И, кстати, часто человек критически недооценивает свои способности до тех пор, пока не настанет черёд проверить их в реальном кризисе. Убедить себя, что наконец-то настал момент для полной концентрации своих сил - вот это самая трудная задача в данном случае. Сами действия обычно производятся как бы сами собой, когда наступает состояние "делай что должно, и будь что будет". Если всё сделано правильно, то результат обычно приятно удивляет самого человека.

Иногда такая ситуация приходит со стороны, в облике другого человека. То есть при указании на другого человека данный Аркан означает, что в данной ситуации можно положиться на поддержку и, что важно, на суждение данного человека. Не факт, что контакт с ним будет приятным, но он будет полезным - как визит к доктору, например. Кстати, хирургический скальпель - это тоже один из символов, близких к Мечам. Как более абстрактный совет это может означать необходимость спокойно, взвешенно и объективно принять решение по текущей ситуации, и без колебаний воплотить его - даже если это означает необходимость избавиться от чего-то привычного, успевшего стать частью жизни.

В перевёрнутом значении указывает на состояние, в котором Анима/Анимус проявилась/-ся, но интеграции с ней/ним не получилось. Отсюда может начать расти целый куст проблем, большая часть которых так или иначе связана с понятием "сверхценной идеи". Грубо говоря, в психике появляется очень чёткое и, что хуже всего, достаточно живое представление о чём-то, что важнее человеческой жизни, свободы, прав личности и т.д. Даже если это формально идея свободы, равенства и братства, то это именно что идея свободы, равенства и братства некоторых идеальных, существующих лишь в воображении человека людей. А ради этой идеи убить, унизить, принудить к чему-то реального человека из плоти и крови - пустяк, ничего не значащий в общей прекрасной картине мира. В худшем случае мы получаем образ типичного фанатика, живущего в совершенно отдельной, искажённой реальности, уверенно делящего мир на "правых" и "виноватых" - причём его самого среди "виноватых" никогда не оказывается, естественно.

Когда перевёрнутый Рыцарь указывает на самого человека, это обычно довольно плохой знак. В данном случае это означает, что человек сам активно и осознанно делает что-то, что может глобально навредить ему самому и окружающим его людям. То, что кажется сейчас очень хорошей и правильной идеей, может обернуться потерями, страданиями и сожалениями в самом ближайшем будущем. Слепое следование каким-то взглядам, идеям, какими бы красивыми и правильными они не казались сейчас, в конечном итоге разрушает душу человека, приводит его в компанию таких же слепых фанатиков, а нормальных людей неосознанно (а иногда и осознанно) отпугивает.

При указании на другого человека или ситуацию в целом это указывает на фанатика, бюрократа, или просто на одержимого (в плохом смысле) некоей идеей человека или результаты их деятельности. Тут не стоит ожидать гибкости, понимания, снисхождения - холодная и бездушная машина может не иметь ничего против тебя лично (чаще всего концепция личности там вообще не используется), но если твои интересы не совпадают с её инструкциями, она не будет пытаться найти компромисс. Особенно явно это заметно в армии, в тоталитарных сектах, в государственных институтах и компаниях, но встречается и в обычных фирмах, церквях, университетах. В более мягком варианте может указывать просто на человека, который будет жёстко отстаивать свои взгляды, тем самым причиняя некий дискомфорт - особенно, если это достаточно близкий человек.

Как совет тут можно указать только на одно - даже самые сложные и совершенные машины создаются с некоей целью. Эту цель выбирает её создатель, и выйти за рамки этой цели машина не может. Если человек сам осознаёт, что оказался в роли такой машины, то ему полезно будет вспомнить о себе, как о живом существе. О том, что в реальной жизни реальных людей всегда будет происходить больше, чем можно впихнуть в самые хитрые схемы и установки. Что у каждого человека есть потребность к изменению себя, к проявлению себя новым способом каждую секунду - ведь мир вокруг нас такой же живой и переменчивый, и мы не можем остановить его и загнать в рамки наших представлений. Мы можем очень этого хотеть, но любая мёртвая система рано или поздно не выдержит столкновения с живым миром и сломается. И до этого момента лучше не доводить.

Тот же совет помогает и в случае столкновения с чужим фанатизмом, одержимостью, твердолобостью и ограниченностью. Надо помнить, что реальная жизнь богаче и сложнее, чем эти конфликты и противостояния. В конце концов, есть другие люди, к которым можно обратиться за помощью и поддержкой. Можно найти в этой системе слабые места и обратить их против самой системы. Можно, в конце концов, просто осознать, что это не твоя битва и уйти - использовать ту свободу, которой нет у жёсткого механизма. Но главное - всегда помнить стараться почувствовать ту искру жизни, которая позволяет человеку быть хозяином всех возможных схем, механизмов и сводов правил, а не их рабом. Непростая задача, но результат того стоит.

обовсём, алхимия, Таро

Previous post Next post
Up