Тут вот на афише недурная
подборка критики «Прометея», и половина рецензентов упоминают Лавкрафта. Любопытно, конечно, как все его вдруг стали призывать в свидетели (а вспомнили бы про него, если бы не недавний
демарш Гильермо Дель Торо?). Есть правда одна проблема: Лавкрафт - это такой махровый трэшак, который только и работает в крайне экзальтированной, экспрессионистской подаче. В этом случае, конечно, никакая логика не действует, да она и не нужна, потому что взвинченная лавкрафтовская интонация очень заразительна и сама по себе рождает опыт столкновения с силами, находящимися за пределами нашего сознания. С другой стороны, силы эти как-никак существуют по неким законам, за ними стоит сквозная мифология, разработанная целой серией произведений. В «Прометее» ничего из этого нет и в помине: как я понял, философии я ждал напрасно, и это все-таки научно-фантастический триллер, а поэтому всевозможные религиозные и внерелигиозные переживания акцентировать авторам некогда - надо фабулу развивать. Но тут возникает и вторая проблема, связанная с тем, что серийной мифологией «Чужого», хотя бы и для целей триллера, они тоже пользоваться не хотят, ну или пользуются не вполне аккуратно и скорее в угоду публике, нежели для развития своих идей. Вот и получается, что одной ногой Ридли Скотт пытается устоять в рамках жанрового канона (им же и созданного), а другой - шагнуть в новые амбициозные сферы. «Прометей» же остался где-то посередине.