Голый епископ

Oct 26, 2013 02:29






В начале была книга - Херман Кастильо Кайседо «Да будет воля Твоя». Здесь изложение содержания. Или все-таки в начале было слово, потому что книга написана по рассказу Мигеля Анхеля Кабодевильи, монаха-капуцина, живущего в амазонской сельве. Или, быть может, в начале был человек, два человека - капуцины Алехандро Лабака Угарте, «голый епископ», испанец по национальности, и колумбийская монахиня Инес Аранго. Или, возможно, целый народ - уаорани, индейское племя, защищавшее свою свободу, землю и культуру от людоедов, то есть белых людей.

Уаорани веками жили в амазонской сельве, но потом пришли миссионеры, искатели каучука и золота. Индейцы ответили на вмешательство и угнетение партизанской войной, потому что для них потерять сельву значило исчезнуть. В 1965 году Алехандро Лабака был назначен начальником миссии в Тропической Амазонии. Свою задачу он понимал так: освободить индейцев от рабства, избежать истребления племени и организовать средства для выживания. Несколько месяцев он искал уаорани и наконец нашел две семьи. В знак уважения к их культуре он разделся догола и таким образом завоевал их доверие. Он прочесывал сельву в поисках уаорани на самолете, на лодках по реке, пешком. Он нашел другие семьи. Выучил их язык, культуру, историю, смог выразить их чувства. Он не служил мессы, никого не крестил, не вводил у индейцев свои привычки. Просто общался, ничего им не предлагая.

Его сделали епископом Агуарико, надели на него митру, дали посох; он не возражал, когда был в соборе, среди метисов и креолов. Но потом, приходя епископом к индейским племенам, чтобы жить с ними, учиться, делиться, он раздевался догола. Митра осталась в прошлом, там же и богато украшенный посох. В прошлом остались ботинки и брюки. Бревиарий и месса... Он оставил все, чтобы жить как индеец с индейцами.


Он никого не обратил, не окрестил, даже не пытался. Он хотел просто жить, просто учиться у них. И они, индейское племя из Агуарики, «окрестили» его, приняли сыном и братом в племя, «языческим» епископом. Это и было его великим «обращением». В августе 1976 года он впервые встретил уаорани, а на Рождество того же года его приняли в семью. Так он об этом рассказывает: «Все молчали, пока не рассвело. Я поднялся на ноги, задыхаясь от огромной радости. Как есть, завернувшись в кусок ткани, я подошел к главе семьи Иниуа и его супруге Пауа; со мной был старший сын. Словами «отец, мать, братья, семья» я пытался объяснить, что они с этого момента и есть мои родители, братья; что мы все - одна семья. Я преклонил колени перед Иниуа, он возложил руки мне на голову, гладил мои волосы, показывал, что он понял значение обряда. Так же я стоял перед Пауа, называя ее «буто бара» (моя мать), а она давала мне много «камачина» (материнских советов). Потом тоже возложила руки мне на голову и погладила по волосам.

Я разделся догола и поцеловал руки моим отцу и матери, моим братьям уаорани. Так мы стали одной семьей. Я понял, что должен совлечься ветхого человека и больше и больше облекаться во Христа этого Рождества. Все было так естественно, так горячо и глубоко, для них и для меня, и никто не мог угадать, какой опасный договор мы заключаем».

Через два года к нему присоединились монахини - мать Инес и еще трое. Ему доверяли уже так сильно, что мать Инес приняли, не требуя раздеться догола.

Потом пришли нефтедобывающие компании, и сельва зашумела от слухов и стычек. Лабака хотел всех помирить, он был епископом, и в Эквадоре его уважали. А как «туземец» он мог разговаривать с туземцами, хоть и не со всеми. Он сам попросил, чтобы его и сестру Инес отвезли в сельву для переговоров.

Они полетели на вертолете и спустились по канату на лужайку, без оружия (разве что с оружием веры). На следующий день другой миссионер и представитель нефтяников начали их искать. С самолета увидели пронзенные тела. Тело епископа пригвоздили к бревну двадцать копий. Сестра Инес сидела на пороге хижины, пробитая тремя копьями.

Монсеньор Алехандро Лабака, капуцин, «голый епископ», погиб от копий воинов тагаэри вместе с сестрой Инес Аранго 21 июля 1987 года на берегу реки Тигуино на востоке Эквадора.
Отсюда

ecuador, миссия, капучино

Previous post Next post
Up