Папа Бенедикт XVI лично решил, что его по-прежнему будут называть «Его Святейшество Бенедикт XVI» или «Папа, Римский понтифик на покое».
И это не формальность. Кардиналы не понимали, как может именоваться папой тот, кто отрекся от престола. Тот, кто должен был бы именоваться начиная с 8 часов вечера 28 февраля «кардиналом Ратцингером», решил, что ему по-прежнему приличествует имя «папа Бенедикт XVI», которое он выбрал 19 апреля 2005 года, когда конклав провозгласил его новым епископом Рима и главой Вселенской церкви.
Он по-прежнему будет одеваться в белое, как и новоизбранный папа, а не в черное, как кардиналы. И его папский перстень, знаменитое «кольцо Рыбаря», не будет разбито 28 февраля, как обычно делают в день смерти папы. Его разбивают на куски молотком из золота и слоновой кости, а из обломков отливают перстень для нового папы.
Кольцо Бенедикта XVI, которое он сам заказывал у итальянского ювелира, всего лишь «аннулируют», а не разобьют. Никто не знает, будет ли отрекшийся папа носить его на пальце. Он откажется только от красных туфель и наденет коричневые, подаренные мексиканскими христианами.
Перстень разбивают после смерти понтифика, потому что раньше папы запечатывали им папские документы. Перстни уничтожали, чтобы никто не смог пустить в оборот подделку.
Говорят, что Бенедикт XVI интеллектуал, а не администратор, что управление церковью ускользало из его рук. Во всяком случае, он самым тщательным образом срежиссировал свое отречение и свое будущее.
Он определил день и час, когда формально перестанет быть папой, он решил, где проведет ближайшие два месяца: в летней резиденции пап, в замке Кастель Гандольфо.
Ратцингер мог бы жить где угодно - в своем родном доме в Германии, в бедной стране третьего мира или где захочет. Но он решил остаться в Ватикане, в ста метрах от нового папы, в бывшем женском монастыре среди Ватиканских садов.
Таким образом, Церкви придется жить с двумя папами: одним формальным, избранным на конклаве, другим «на покое», чьи таинственные прощальные слова богословы должны были бы рассматривать под лупой. В своей последней речи для верных, собравшихся на площади Св. Петра, он сказал: «Мое желание отречься от престола Петра не меняет решения, принятого мною 19 апреля 2005 года. Я не вернусь к общественной жизни. Я не сойду с креста».
Что значат эти слова? Что такое он решил в день, когда был избран папой, и от чего теперь не отрекается? Что значит это «не сойду с креста»? Крест, который он принял на свои плечи в день избрания и от которого теперь, по его словам, не отрекается, это тяжесть и ответственность управления Вселенской церковью.
Пусть решают богословы.
А перед новым папой встанет проблема взаимодействия с еще живым предшественником - как и он, одетым в белое, живущим рядом с ним и давшим понять, что не отречется от того, что решил в день своего избрания епископом Рима.
Все будет зависеть от личности новоизбранного. Если, как ожидается, преемника определит сам Бенедикт XVI, и тот будет похож на него и богословскими принципами, и видением мира и Церкви, новый папа справится достаточно легко. Они будут царствовать вместе.
Если же на конклаве случится сюрприз, если изберут человека новых путей и неожиданных решений, положение обострится. Как заметил бразильский писатель Фрей Бетто, знаток истории Церкви, поддерживающий Теологию освобождения, новому папе будет очень трудно при жизни предшественника принимать решения о переменах, которые этому предшественнику не понравились бы.
Отсюда