Мельмотом, космополитом, патриотом...

Nov 02, 2011 16:44

Зыгмунт Красиньски в «Памятной записке Наполеону III», 1854 год:

Общинные установления первобытных славян сохранились в ее народе. Россия - это коммунистический строй, которым управляет власть одновременно военная и теократическая; эта власть сравнялась с террором 1793 года в жестокости, но несравненно выше своей организацией и долговечностью. Дантон, Марат, Робеспьер - это бледные персонажи по сравнению с Иваном Грозным, Петром Великим, Николаем I. Только римские императоры, владыки черни, склонной к социализму, могли бы выдержать сравнение с ними.

Русские - самые несчастные в мире существа, а потому и самые лживые; ибо чрезмерность несчастья возвышает лишь великие души, а большинство людей всегда в конце концов оглупляет. Русские - проклятые этого мира и, как все проклятые, утешаются только одним - собственной гордыней. Самим себе они признаются в своей глубокой деградации, но нет у них ни разума, ни человеческого достоинства, чтобы положить ей конец. Напротив, они возносят ее до идеала рабства, хвалятся ею и мечтают, что рано или поздно весь мир будет порабощен ими. Отсюда их страсть к завоеваниям; она одна позволяет им забыть о собственных муках, ибо дает надежду на угнетение и страдания других. Идеал всемирной монархии - это в России молчаливый договор между властью и подданными; этой ценой власть приобретает силу преодолевать всякий отпор. Вот настоящий принцип сохранения этого страшного положения вещей, вот тайна и душа империи. Пусть никто не ждет, что от этого договора когда-нибудь отречется или власть, или народ; они не отрекутся, потому что это одновременно и форма, и цель их существования.

Если кто мне возразит, что власти России слишком часто и торжественно провозглашали свои принципы, чтобы теперь от них отречься, я отвечу, что единственный принцип этих властей - не иметь никаких принципов.

Отсюда

опасная профессия

Previous post Next post
Up