"Жизненное пространство" - это как раз и есть "гитлеровские идеалы". А идею (как-то раз прозвучавшую по телевизору) остановиться Красной армии на границах СССР и дальше не идти, я как-то очень мало способен воспринять всерьёз.
Повторяю: в оригинальном тексте нигде не говорится, что гитлеровские солдаты дрались за свободу. Я переводила точно, поверьте. А не верите - там есть ссылка. А то, что сотворили сталинские солдаты с Европой начиная с 1939, тоже как-то мало похоже на свободу, Вам не кажется?
Ну, если бы в Польше нацистский режим 1939-44 гг. задержался лет на сорок пять, боюсь сравнение с СССР мало кому из поляков вообще пришлось бы проводить... По объективным причинам. Кстати, как я понял, Вайда и Жичиньский говорили о событиях 1944-45 года, а не о событиях 1939 года.
Они, по-моему, вообще не указывали дат. А то смешно бы получилось: здесь смотрим и скорбим, здесь ладошкой закрываем. В 1939 не смотрим ни в коем случае, в 1945-46-47... ad infinitum тоже на ум пошло и там забылось. А сослагательного наклонения история не знает. "Что бы было, если бы" не знаем ни Вы, ни я, ни Вайда.
Тысячами в кровопролитных боях могли гибнуть только в 44-м. В 39-м Красная армия не вела в Польше кровопролитных боёв. И какие могут быть претензии к Вайде и Жичиньского по этому поводу, мне, признаться, непонятно. Потому что заподозрить Вайду в сталинизме у меня воображения не хватает... А в 1944 году ещё и тысячи поляков, в том числе в рядах Войска Польского в Польше сражались.
Я бы закончила. Вот, ознакомьтесь, если желаете: Завершилось ли очищение? Нет, все еще нет. Один из последних актов очищения - воспоминания о зверствах уже советских солдат на освобожденных территориях. Это самое трудное, потому что это уже не травма пострадавшего, а травма насильника. Или травма свидетеля. И снова всплывает отрицание, и гнев, и люди агрессивно бросаются друг на друга, готовые глотки перегрызть из-за событий шестидесятипятилетней давности. Что само по себе - симптом. Еще болит, очень болит. Не только на дождь, как старые раны. Но рано или поздно с этой частью травмы тоже придется разобраться, иначе никак. http://ludmilapsyholog.livejournal.com/50502.html
Да читал я эту статью. Она меня, прямо скажем, не впечатлила. Вульгарный психологизм помноженный на журналистский подход.
Зверств, сопоставимых с германскими, Красная армия не совершала. Эксцессов, обычных для затяжной и тяжёлой войны (плюс вызванных местью - инициированной как раз германской политикой) вполне хватало, но с ними именно боролись - они не были официальной политикой (в отличие, опять же, от Германии). И даже с учётом всего этого советские войска вели себя в Германии несравненно приличнее, чем германские в СССР.
Мне не кажется, что Вайда с Жичиньским хотят сказать, что ничего плохого те солдаты не сотворили. По-моему, речь о том, чтобы научиться отличать "принесли много горя и неправды" от "были скотами, движимыми лишь ненавистью и эгоизмом".
Так ведь и для гитлеровцев второе для большинства - неправда. Бёлль, к примеру... А что там хотят сказать Вайда со товарищи, известно только им самим. Возможно, то же самое, что мы слышали в школе: вероломно, без объявления войны... весь советский народ, как один человек... массовый героизм на фронте и в тылу... народы Европы с цветами встречают освободителей... Это правда? Правда, зуб даю. Но не вся, вот в чем дело-то.
А я и сказал: если бы "немец" для среднестатистического поляка по-прежнму значило бы то же, что сейчас по-прежнему значит "русский" - то стоио бы придти и на немецкие могилы.
Увидеть во враге не демоническое чудовище, а реального человека, с вполне человеческими идеалами, мечтами иценностями - это первый шаг и к прощению, и к настоящему осознанию масштаба трагедии. НАСТОЯЩЕМУ. Обывателю оычно страшно так глубоко заглядывать. Потому что НА САМОМ ДЕЛЕ так смотрит а каждого из нс только Бог. Но люди могут пытаться.
Reply
Reply
А идею (как-то раз прозвучавшую по телевизору) остановиться Красной армии на границах СССР и дальше не идти, я как-то очень мало способен воспринять всерьёз.
Reply
Reply
Кстати, как я понял, Вайда и Жичиньский говорили о событиях 1944-45 года, а не о событиях 1939 года.
Reply
А сослагательного наклонения история не знает. "Что бы было, если бы" не знаем ни Вы, ни я, ни Вайда.
Reply
И какие могут быть претензии к Вайде и Жичиньского по этому поводу, мне, признаться, непонятно. Потому что заподозрить Вайду в сталинизме у меня воображения не хватает... А в 1944 году ещё и тысячи поляков, в том числе в рядах Войска Польского в Польше сражались.
Reply
Завершилось ли очищение? Нет, все еще нет. Один из последних актов очищения - воспоминания о зверствах уже советских солдат на освобожденных территориях. Это самое трудное, потому что это уже не травма пострадавшего, а травма насильника. Или травма свидетеля. И снова всплывает отрицание, и гнев, и люди агрессивно бросаются друг на друга, готовые глотки перегрызть из-за событий шестидесятипятилетней давности. Что само по себе - симптом. Еще болит, очень болит. Не только на дождь, как старые раны. Но рано или поздно с этой частью травмы тоже придется разобраться, иначе никак.
http://ludmilapsyholog.livejournal.com/50502.html
Reply
Зверств, сопоставимых с германскими, Красная армия не совершала. Эксцессов, обычных для затяжной и тяжёлой войны (плюс вызванных местью - инициированной как раз германской политикой) вполне хватало, но с ними именно боролись - они не были официальной политикой (в отличие, опять же, от Германии). И даже с учётом всего этого советские войска вели себя в Германии несравненно приличнее, чем германские в СССР.
Reply
Первое - правда, второе для большинства - нет.
Reply
А что там хотят сказать Вайда со товарищи, известно только им самим. Возможно, то же самое, что мы слышали в школе: вероломно, без объявления войны... весь советский народ, как один человек... массовый героизм на фронте и в тылу... народы Европы с цветами встречают освободителей... Это правда? Правда, зуб даю. Но не вся, вот в чем дело-то.
Reply
Увидеть во враге не демоническое чудовище, а реального человека, с вполне человеческими идеалами, мечтами иценностями - это первый шаг и к прощению, и к настоящему осознанию масштаба трагедии. НАСТОЯЩЕМУ.
Обывателю оычно страшно так глубоко заглядывать. Потому что НА САМОМ ДЕЛЕ так смотрит а каждого из нс только Бог.
Но люди могут пытаться.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment