1. L'assassin habite... au 21 / Убийца живёт в доме… № 21 (1942)
В городе орудует таинственный убийца, охотящийся на подвыпивших одиночек и оставляющий на каждом месте преступления визитную карточку с именем «месье Дюран». Получив указания до конца недели поймать негодяя, комиссар Венс (и его амбициозная подружка-певица) заселяются в пансион по адресу Мимоза 21, куда ведут все ниточки. Бойкий комедийный детектив грамотно водит за нос зрителя, которому чудится искомое в каждом новом персонаже (благо их немало), каждый из которых - с Характером и Изюминкой. Фильм совсем не ощущается дебютным в силу того, что Клузо к этому моменту перелопатил кучу своих и чужих сценариев и помогал в съёмках другим режиссёрам (привычная, впрочем, история для режиссёров того и не только того времени).
2. Le corbeau / Ворон (1943)
В маленьком городке орудует таинственный сплетник, рассылающий клеветнические анонимки всем жителям. Гинеколог Жермен, первым попадающий под перо всезнающего Ворона, пытается узнать личность злодея, пока его пакости не приводят к страшным последствиям. И вновь Клузо мастерски пудрит мозги, переводя фокус внимания с одного персонажа на другого, при этом не задерживаясь ни на ком слишком долго. Этот теперь классический нуар сыграл со своими создателями плохую шутку: многим из них было запрещено участвовать в съёмках после освобождения Франции (самому Клузо целых два года), как сотрудникам кинокомпании под немецким надзором. Нацистам же фильм не нравился и был запрещён из-за опасных размышлений о вреде анонимок.
3. Quai des Orfèvres / Набережная Орфевр (1947)
Певица варьете Жени Лямур страдает от излишне ревнивого мужа, аккомпанирующего ей на рояле. А их соседка снизу, блондинка-фотограф Дора втайне страдает от любви к Жени. Однажды поздним вечером этот несуществующий любовный треугольник запутывает следы несовершённого убийства, подкинув непростую работку усталому пожилому комиссару. Начавшись как хорошая мелодрама, фильм постепенно съезжает на привычные детективные рельсы, не обращая внимания на тот факт, что все карты (вроде бы) раскрыты. Здешний комиссар в исполнении Луи Жуве - прекраснейшее пополнение Коллекции Харизматичных Французских Комиссаров, и весь фильм ему под стать.
4. Manon / Манон (1949)
В трюме корабля, идущего в Константинополь, при расселении туда бегущих в Израиль евреев, обнаруживается дрожащая парочка влюблённых. В молодом человеке помощник капитана сразу же узнаёт разыскиваемого убийцу, но девушка умоляет выслушать их трагическую историю во всей полноте. Современная экранизация шедевра романтической прозы (который мне никогда не понять) радует безупречным кастингом и отменной режиссурой, благодаря которой за экзальтированными любовниками даже интересно наблюдать.
5. Miquette et sa mère / Микетта и её мать (1950)
Дочь владелицы табачной лавки мечтает о театре, а о ней мечтает племянник старого маркиза (и большой недотёпа, которого играет, конечно же, Бурвиль). Вскоре старик узнаёт о двух этих мечтах и решительно вмешивается в процесс, в котором уже принимают посильное участие глава актёрской труппы (опять великолепный Луи Жуве) и, собственно, мать Микетты. Милая безделушка, разыгранная с фирменной французской лёгкостью, совсем нетипичной для “французского Хичкока”, кружит голову моментальными любовными поворотами и здорово вплетённой в историю театральностью. Французский зритель, впрочем, такой перемены настроения не оценил, и Клузо уезжает в Бразилию, на родину своей последней жены Веры.
6. Le salaire de la peur / Плата за страх (1953)
В уругвайском городке Лас Пьедрас изнывает от жары и безделья разношёрстная компания эмигрантов. Единственный источник дохода здесь - американская нефтяная компания, и вскоре нашим оборванцам выпадает возможность заработать большие деньги. Проблема лишь в том, что на кону стоят и их жизни: работа заключается в перевозке нитроглицерина по ухабистым петляющим дорогам. Первый из двух главных фильмов мастера не торопится жать на газ, а выделяет целый час на экспозицию, чтобы понадёжнее вжать в кресло зрителя, ногтям которого предстоит непростое испытание (и 70 лет спустя).
7. Les diaboliques / Дьяволицы (1955)
В пансионате для мальчиков затевается недоброе. Сердобольная директриса, получившая большое наследство, страдает от мужа-сатрапа, который не ставит ни во что ни её, ни персонал, ни учеников, ни свою любовницу (учительницу в этом же пансионате). Та, впрочем, терпеть такое унижение отказывается и предлагает сестре по несчастью хитрый план по устранению мучителя. Эталон фильма с финальным твистом, который определяет многое, но далеко не всё - за развитием этой пугающей истории интересно следить даже зная развязку. Так же интересна и борьба за кадром: именно тут максимально сблизились два мастера саспенса. Хичкок уважал Буало-Нарсежака и хотел экранизировать эту их вещь, но Клузо его опередил. Благодаря чему чуть позже появился лучший фильм всех времён (согласно некоторым уважаемым опросникам) “Головокружение”, идею которого французские романисты подарили (предположительно) обойдённому на повороте Хичу.
8. Le mystère Picasso / Тайна Пикассо (1956)
Туториал от блогера Пабло как быстро и легко нарисовать лошадь/женщину/войну/человека/любовь/художника/…
9. Les espions / Шпионы (1957)
Психиатрическая клиника доктора Малика переживает не лучшие времена: пациентов всего двое, кредиторы наседают, здание требует ремонта. Но однажды вечером доктору делают заманчивое предложение. За очень большие деньги он должен приютить очень важного пациента, благодаря которому скромную клинику тут же облепляют подозрительные личности в плащах и шляпах. Конспирологический триллер, скармливающий необходимую информацию с чувством, с толком, с расстановкой. Придать здешнему абсурдному юмору немного черноты, и вышел бы абсолютно коэновский фильм (думается, “Шпионов” братья точно смотрели).
10. La vérité / Истина (1960)
В суде слушается дело об убийстве на почве страсти, на скамье подсудимых 20-летняя новоиспечённая парижанка с внешностью Бриджит Бардо. Жертва: молодой талантливый дирижёр, помолвленный со скрипачкой-сестрой обвиняемой. Клузо облачает любовную драму в судебную мантию и до поры до времени это держит в тонусе. Но на втором часе бесконечных терзаний молодых влюблённых за ними становится невыносимо следить, в каких бы цепких руках они не находились. Концовка, впрочем, ударна и хороша, награда для усидчивых и терпеливых.
(L’enfer / Ад)
Величайший (после “Дюны” Ходоровского) из неснятых фильмов, про который (как и про “Дюну”, хвала богам) есть хорошая документалка под логичным названием “Ад Анри-Жоржа Клузо”. Всячески рекомендую.
11. La prisonnière / Пленница (1968)
Девушка, влюблённая в энергичного кубиста (художник, строящий карьеру на, не поверите, кубиках), попадает в дом к его спонсору, владельцу арт-галереи, коллекционирующему разного рода эклектику. Среди которой случайно (абсолютно) обнаруживается его тайная страсть - фото девушек в подчинении. Коготок героини вязнет, но трепыхаться нам вместе с ней ещё какое-то время предстоит. Последний и самый, конечно, нетипичный фильм мастера использует наработки его так и не снятого “Ада”, чтобы смело нырнуть в тот вид отношений, который не предназначен для зрительских глаз.