15. 生きものの記録 / Ikimono no kiroku / Я живу в страхе (1955)
Ни о чём не переживающий стоматолог идёт в суд в качестве присяжного и попадает на непростое дело: семья пожилого владельца завода просит признать его невменяемым. Этот чересчур благоразумный старик пытается заразить своей паранойей по поводу ядерной войны всех своих близких (включая и любовницу с ребёнком) и вывезти их не куда-нибудь, а аж в Бразилию. Последний фильм композитора Хаясаки, давнего друга Куросавы, научившего его воспринимать музыку не как обычный аккомпанемент. А также проверка диапазона Мифунэ, чьи “старческие” ужимки тут, увы, выглядят скорее смешно, чем трагично.
16. 蜘蛛巣城 / Kumonosu-jô / Трон в крови (1957)
Тщеславный генерал, услышавший в туманном лесу очень щедрое предсказание ведьмы, решается на предательство своего князя. Стремительный взлёт на трон кружит ему голову, заставляя его отмахнуться от нескольких неприятных ремарок, о чём вскоре придётся смертельно пожалеть. Да, это Макбет. Перенос действия в средневековую Японию добавляет густой туманной атмосферы (кино снимали на склонах Фудзиямы) и непривычной скупости движений. Можно спорить о месте фильма на пьедестале экранизаций, но точно не по поводу его строгой, захватывающей дух красоты.
17. どん底 / Donzoko / На дне (1957)
В убогой ночлежке, сколоченной из гнилых досок и стоящей на месте городской мусорной ямы, живёт разношёрстная компания, в которой каждый страдает по-своему. Жена рабочего скоро умрёт, бывшему актёру претит этот мир, а умелый вор хочет уехать отсюда с сестрой хозяйки. Помнив о не слишком удачной (на мой взгляд) попытке оживить русскую классику, я включал этот фильм с опасением, но зря! Шедевр Горького подарил японцу ту универсальную среду, которая ложится на любой язык и культуру, - бедность. И изначальная театральность сюжета сыграла ему только на руку, а уж за декорациями и игрой актёров дело не стало.
18. 隠し砦の三悪人 / Kakushi-toride no san-akunin / Трое негодяев в скрытой крепости (1958)
Двое непутёвых бродяг, убегая от ретивых пограничников, встречают статного молчуна, предлагающего им любопытную сделку. Известная история о влиянии этого истерна на одну звёздную франшизу настраивает на несколько иной лад, чем тот, в котором работает сам фильм. Это не сильно масштабный (хотя по сравнению с предыдущими работами режиссёра вполне), но берущий своё классным юмором и смекалкой главных героев приключенческий фильм, впервые раздвигающий квадратные границы кадра.
19. 悪い奴ほどよく眠る / Warui yatsu hodo yoku nemuru / Плохие спят спокойно (1960)
Лощёные акулы коррупционного бизнеса получают странные послания, намекающие на странную смерть одного из их клерков. Очевидно: шалит кто-то из своих. Паранойя постепенно овладевает одним из служащих, чего и добивается неуловимый мститель. Очередной заход на территорию нуара с картами Шекспира в рукаве. За Мифунэ, нацепившим очки и ведущим себя максимально опрятно, наблюдать очень непривычно, но это до поры до времени… Хотя концовка больше разочаровывает, не хватает ей какой-то цепкости. Тем не менее, в стиле этому триллеру не откажешь.
20. 用心棒 / Yôjinbô / Телохранитель (1961)
Архетипический истерн о беспринципном, но благородном наёмнике в сложной ситуации, вскормивший не один десяток киноделов (и не только) и при этом ни на миллиметр (или грамм) не забронзовевший.
21. 椿三十郎 / Tsubaki Sanjûrô / Телохранитель 2: Отважный Сандзюро (1962)
Изначально бывший лишь очередным фильмом про самурая из многолетнего контракта Куросавы со студией Тохо, после феноменального успеха Телохранителя он был переделан в его непрямой сиквел. Отправившийся в путь герой находит себя в окружении пылких юнцов, благородных в своих стремлениях, но неумелых в искусстве войны. Взяв на себя роль пусть не матери-наседки, но как минимум строгой няньки, Сандзюро с фирменным изяществом перемещается между вражеских и дружеских клинков, чтобы опять с удовлетворением уйти в закат в финале.
22. 天国と地獄 / Tengoku to jigoku / Рай и ад (1963)
Владелец крупного пакета акций обувной фабрики приходится делать тяжёлый выбор на самом пороге сделки всей своей жизни. Этот криминальный фильм, не стесняясь никого, лавирует по социальным лестницам и жанровым границам, на раз овладевая вниманием и этим живо напоминая недавнего оскаровского победителя (тоже азиатского, кстати). Плюс та же чёткая граница в середине фильма и даже чёрно-белая палитра (в Паразитах не приоритетная, конечно), которая здесь выглядит абсолютно сногсшибательно. Мой безусловный фаворит из всей фильмографии мастера.
23. 赤ひげ / Akahige / Красная борода (1965)
Молодой выпускник медучилища, лелеющий надежду на непыльное место личного врача сёгуна, попадает на практику к резкому и строгому бородачу, не слишком церемонящемуся с… да, в-общем-то, со всеми. Альманах жалестных историй (одна из них напрямую списана с повести ФёдорМихалыча), пронзительных, но уж очень, в силу своего количества, утомительных. Последний фильм, казалось, неразлучного тандема Куросава-Мифунэ: актёр стал уставать от всё более разрастающихся и дотошных съёмок, отнимающих у него драгоценное время. Так навсегда и останется его красная борода чёрно-белой.
24. どですかでん / Dodesukaden / Под стук трамвайных колёс (1970)
Рядом с городской свалкой стоит водоколонка и несколько хибар разной степени ухоженности. С утра пораньше по воображаемым рельсам начинает ходить воображаемый трамвай, а жители этих хибар разбредаются по своим делам. Самое переломное кино Куросавы. После вынужденного ухода со съёмок слишком дорогого и голливудского “Тора! Тора! Тора!” он обнаруживает, что мир стремительно изменился и теперь умами и деньгами правит ТВ. Собрав оставшиеся в себе силы, он за рекордные 28 дней снимает странный полифонический портрет жизни на дне без чётко выраженных героев, оставляющий горькое ощущение после просмотра.
25. Дерсу Узала (1975)
Отряд топографов во главе с капитаном Арсеньевым натыкается в тайге на опытного охотника Дерсу, который соглашается быть их проводником. Проект, которым режиссёр горел ещё в 30-е (и тогда, естественно, невозможный), догнал его спустя 40 лет: в Мосфильме сами предложили именитому, но на данный момент переживающему личный кризис японцу заняться съёмками. Получился светлый, трогательный и медитативный фильм о единстве человека и природы.
26. 影武者 / Kagemusha / Кагемуся: Тень воина (1980)
Накануне великой битвы брату полководца приходит в голову мысль организовать тому двойника. На почётную и опасную роль берут трусливого воришку, похожего на полководца лишь лицом, но не поведением. Вскоре, правда, ему придётся полностью срастись с огромной фигурой, задушив в себе своё собственное начало. Производственный процесс с задействованием (денег) Лукаса и Копполы, а также нескольких сот коней, перевезённых из-за океана (не говоря уже о замене исполнителя главной роли в первый же день съёмок) шёл, мягко говоря, непросто. Но закончился очень успешно: этот (увенчанный пальмовой веткой) величественный эпик о природе власти наконец-то даёт насладиться буйством красок кимоно, флагов и крови, смешанной с землёй и водой.
27. 乱 / Ran / Ран (1985)
Прославленный полководец на старости лет решает отдать власть старшему из трёх сыновей, тем самым приводя в движение маховик взаимных предательств и козней. Отработав приёмы цветного эпика на Кагемусе, режиссёр принялся за ещё один давний проект - вольный сплав судьбы реального японского феодала и великой пьесы Шекспира “Король Лир” (с логичной заменой дочерей на сыновей). Беспрецедентно высокий бюджет фильма (любезно предоставленный зарубежными компаниями, более сговорчивыми, чем свои) позволил нарисовать широкую, размашистую историю одной большой трагической ошибки.
28. 夢 / Yume / Сны Акиры Куросавы (1990)
Сборник из восьми историй-мест-ощущений, которые Куросава постоянно видел в своих снах. Самое личное его кино, раскрывающее сокровенные мысли и переживания. Порядок фантазий (от сказочного детства до пугающей ядерной современности), конечно, не случаен и служит для отображения своеобразной автобиографии, полной тревог, испытаний и ужасов, но также и счастливого покоя и умиротворения.
29. 八月の狂詩曲 / Hachigatsu no rapusodî / Августовская рапсодия (1991)
Старенькой бабушке из Нагасаки приходит письмо от позабытого ею брата, когда-то перебравшегося на Гавайи. Бабушка брата не помнит, но внуки не хотят упустить шанс познакомиться с богатыми заокеанскими родственниками, один из которых готов прилететь к ним лично. Фильм о последствиях (не только и даже не столько физических) взрыва атомной бомбы вызвал много споров касательно искренности и намерений автора. Спорившие как будто позабыли его предыдущие (как давние, так и максимально не-) работы и заодно разучились смотреть кино в принципе: дети, бегущие под дождём за перепуганной бабушкой - кадр самодостаточный и предельно ясный, как и весь этот трогательный фильм в целом.
30. まあだだよ / Mâdadayo / Ещё нет (1993)
Пожилой профессор немецкого языка переживает непростые времена вместе со своими многочисленными учениками, которые придумывают ежегодное чествование своего любимого учителя. Каждый год они собираются в большом банкетном зале, спрашивают виновника торжества “Готов?”, а он выпивает залпом бокал пива и отвечает “Ещё нет!”. Последний фильм мастера оставляет очень приятное и тёплое ощущение завершённости и одновременно благодарности по отношению к чудаковатому старику, рассказавшему своим слушателям много смешного, интересного и поучительного.