Фильмографии режиссёров я смотрю не отрываясь: Дэвид Лин

Aug 29, 2020 18:08





1. In Which We Serve / В котором мы служим (1942)


   


   

Большой военный корабль, побывавший во многих славных боях, наконец тратит свою удачу и ловит в бок вражескую торпеду. Небольшая, но жутко представительная кучка спасшихся сослуживцев предаётся ностальгическим чувствам, спокойно дрейфуя по направлению к своим. Лин здесь отвечал только за постановку Экшена, но учитывая, что и следующие три фильма он снимет в том или ином сотрудничестве с человеком-пароходом Ноэлем Кауардом (абсолютным автором фильма этого), было бы глупо его пропускать. Благо что это крепкая, нелживая, строгая агиткартина с прекрасным посылом "проигран бой, но не война".

2. That Happy Breed / Этот счастливый народ (1944)


   


   

А пока та война вот-вот закончилась, а эта ещё не началась, в одном из райончиков Лондона обустраивает свой быт среднестатистическая британская семья. Уже полноправно усевшись в режиссёрское кресло, Лин продолжает снимать каталог Кауарда, выбрав пьесу, призванную напомнить надеющимся на скорое возвращение солдатам, что дома всё так же уютно, суетно и тепло.

3. Blithe Spirit / Весёлое привидение (1945)


   


   

Писатель неупоминаемых, но, судя по сюжету фильма, не особо притязательных романов решает устроить спиритический сеанс, чтобы высечь искру вдохновения для пока неуловимого нового произведения. Что он не учитывает, так это что:
а) его недавно погибшая жена действительно может отозваться;
б) его новая жена будет не очень-то рада этому возвращению.
За весь небольшой (слава богу) хронометраж встрепенуться пришлось лишь раз на фокусе со стиранием (но всё же не до конца) оператора из зеркала. А в целом же фильм, как пишут в интернетах, смешной (да и это сомнительно), ситуация страшная.

4. Brief Encounter / Короткая встреча (1945)


   


   

Виртуозная балансировка между импульсивностью и отточенностью.
Кино того волшебного рода, что заставляет замереть сердце на 1/24 долю секунды.

5. Great Expectations / Большие надежды (1946)


   


   

Засучив рукава, Лин принимается за железобетонную классику. Проблемы романа немножечко смягчились - болливудские открытия, перевёрстанные из 700 страниц в два стремительных часа, уже не выглядят настолько смешными. Прежде всего восхищает визуальная сторона, но настолько (порой до карикатурного) выпуклые образы и персонажи диктуют условия сами. Немного взбунтовался лишь раздобревший (во всех смыслах) юрист Джеггерс, что ему, впрочем, пошло только на пользу. Ну и внезапно повзрослевший главный герой вызвал ухмылку - вот только два фильма назад щеголял в моряцких клёшах и матроске, а тут посмотрите на него - настоящий джентльмен!

6. Oliver Twist / Оливер Твист (1948)


   


   

Точнейшее воплощение ярких образов и неплохая (но всё же не особо успешная) попытка усмирить бесконечный водопад всезнающих злодеев и добряков, валящихся на голову бедного английского сиротки. Господам оформителям особый респект - к оставшимся в запасе с предыдущего фильма готишным веточкам, фонарям и тесным чердакам тут дошили колоритных лохмотьев для банды грабителей и налепили гениальному сэру Алеку Гиннессу конгениальный нос.

7. The Passionate Friends / Страстная дружба (1949)


   


   

Наглядный пример того, как сильно всё меняет даже минимальный сдвиг при почти идентичных данных (перекочевавших из "Короткой встречи", чьим сиквелом/ремейком вполне можно назвать этот фильм) - в глазах главной героини уж нет того испуга перед разверзающейся бездной, хронология романа (любовного) растягивается втрое и теряет эссенциальную упругость, и даже не изменившийся внешне герой-любовник вдруг становится, собственно, "героем-любовником" с искусственно томным взглядом и вымученной улыбкой.

8. Madeleine / Мэделин (1950)


   


   


   

Дочь строгого отца радуется, обнаружив в новом доме на Блайсвуд-сквер очень удобную комнату на нулевом этаже. Скоро в решётку окна этой комнаты будет чуть ли не каждый вечер стучать тросточкой хорохорящийся усач, пока в гостиной родители будут вести чинные беседы с перспективным женихом. Энн Тодд очень красивая (в этот период они с Лином были супругами), а вот её партнёр мог бы и менее по-злодейски моргать под светом фонаря и хоть таким образом оставить интригу в этой рутинной костюмной мелодраме... думал я первый час фильма. Последние полчаса не то чтобы ошарашивают, но заставляют выпрямиться в кресле и раскрыть глаза пошире, ну а финальный взгляд в камеру - просто высший пилотаж.

9. The Sound Barrier / Звуковой барьер (1952)


   


   

Век поменялся, папа у Энн Тодд всё так же суров и непреклонен, зато с женихом всё ладится - лучший лётчик ВВС Англии сразу замечает на заводе будущего тестя занятный ангар, откуда доносится неведомый ему звук. Тесть же, видя знакомые искорки в глазах пилота, понимает, что его-то он и ждал для испытания на прочность нового "сверхзвукового" типа самолёта. Не особо волнительная производственная драма, чувств которой должна была добавить вроде как основная точка зрения жены/сестры/дочери, но той остаётся лишь прижимать руку к груди, пока родные мужчины самоотверженно летят в довольно близкое будущее.

10. Hobson's Choice / Выбор Хобсона (1954)


   


   


   

Уважаемый (среди завсегдатаев бара на углу) башмачник Хобсон страдает от засилья дочерей в своём доме-магазине, чьё процветание почти полностью обеспечивается его старшенькой и чумазым неграмотным самородком, безвылазно клепающим чудо-туфли в тёмном подвале. Так что когда старшенькая объявляет о решении выйти замуж за перспективного мастера, удивляются лишь сам жених и папенька, пока ещё не осознающий весь масштаб трагедии. Очень милая и выверенная комедия, слегка (но совсем слегка) напоминающая бессмертную классику Любича, о прагматичнейшей женщине, вокруг которой вьются откровенно смешные и глупые родственнички и соседи - поставщики отличных гэгов.

11. Summertime / Летняя пора (1955)


   


   


   

Это кино больше смахивает на туристическую открытку, на обороте которой написано кучерявое (но необязательно искреннее) признание в любви, но посмотрите - разве можно авторов такой красоты в чём-то обвинить? Можно, конечно, но легче от этого не станет.

-------------------------------------
вместе с переездом режиссёра в Голливуд происходит существенное укрупнение формы: следующие 5 фильмов по общему хронометражу стремятся к той же тысяче минут, что составляли в сумме предыдущие 10 фильмов (если не считать "В котором мы служим")
-------------------------------------

12. The Bridge on the River Kwai / Мост через реку Квай (1957)


   


   


   


   


   

Партия свеженьких дисциплинированных англичан попадает в плен к строгому генералу Саито, над которым довлеет кажущаяся простой задача: через реку Квай должен быть построен железнодорожный мост. Задача усложняется, когда пленные офицеры с подачи своего командира Николсона отказываются принимать физическое участие в стройке. Одновременно с этим на пляже недолго радуется свободе американец Ширз, удачно сбежавший из лагеря в начале принципиального противостояния Востока и Запада. Непоколебимая классика военного кино не ограничивает себя жанровыми границами и даже больше напоминает кино приключенческое: тут вам и герой, отправляющийся туда и обратно, и немного карикатурный злодей, и верные товарищи (главный из которых удивительным образом становится таковым лишь в самом конце). Самое же, пожалуй, главное - идеальный ритм, с таким ритмом и 4, и 5, и 10 часов пролетят - не заметишь.

13. Lawrence of Arabia / Лоуренс Аравийский (1962)


   


   


   


   


   


   


   


   

Памятник не только великой фигуре арабского восстания британского происхождения, но и киноделам, способным на равновеликие подвиги.

14. Doctor Zhivago / Доктор Живаго (1965)


   


   


   


   

Время стоит на месте, все остальные переменные меняются: вместо жара пустыни лёгкие выжигают русские морозы, вместо борьбы арабов с турками - борьба пролетариата с царским режимом, вместо целеустремлённого лидера - крепкий камушек, попавший в жернова революции. Все привычные три часа не давала покоя ненатуральность происходящего, но вина тут собственно самого туманного первоисточника или явной чужести актёров (в меньшей степени Омара Шарифа, кстати, который заочно казался самым слабым звеном) - непонятно. С романом любви не вышло, и фильм в этом чувстве переубедить не смог.

15. Ryan's Daughter / Дочь Райана (1970)


   


   


   


   

Лин решает сыграть две свои выигрышные карты разом, и этот шаг стоит ему слишком многого. История женской измены (ещё и навеянная "Мадам Бовари") приобретает определённый рыжий оттенок, переехав из провинциальной Франции на живописный берег несгибаемой Ирландии. Дочь владельца паба Райана (это, кстати, фамилия) за неимением лучшего выбора женит на себе тихого учителя, но только лишь кончается их медовый месяц, как в близлежащем британском гарнизоне появляется красавец-офицер с характерными шрамом и хромотой. Лин добавляет эпика и в (казалось бы) обычную мелодраму, весь фильм параллеля красу изменчивой природы с красой мятущейся души. Зрители и критики эксперимент не оценили (за исключением обязательного, но приятного Оскара старому товарищу Джону Миллзу за роль деревенского дурачка), и режиссёр замолкает на долгие 14 лет.

16. A Passage to India / Поездка в Индию (1984)


   


   


   


   

Молодая воспитанница миссис Мур по имени Адела впервые в жизни выезжает из родной Англии в многоцветную Индию, где сын миссиc Мур, новоиспеченный судья, пользуется всеми привилегиями британских подданных. Аделе же, как его наречённой невесте, пристало просиживать вечера в элитных клубах, но душа рвётся к неизведанному, благо гид находится моментально - трепетный доктор, уже похоронивший жену, но не потерявший наивность молодости, старается изо всех своих ограниченных сил. Воспользовавшись ещё одной английской классикой (за авторством Э.М.Форстера), Лин нетипичными быстрыми стежками шьёт последнюю в своей карьере историю любви и противостояния с собой, чувствами и устоявшейся несправедливостью.

фрясно, cinema

Previous post Next post
Up