День Реформации. Грустный праздник...

Oct 31, 2011 14:43

Сегодня День реформации. По идее веселый праздник, но если честно у меня складывается такое ощущение, как у восточных
немцев в 1989 году  на праздновании 40-летия ГДР. Лютеранство в Украине оказалось в глубоком кризисе (я не знаком с ситуацией в «братской» СЕЛЦУ, поэтому все, что пишется тут про общины УЛЦ и НЕЛЦУ). В этом анализе я хотел бы обозначить 10 причин такого состояния. Не все из относятся к каждой общине, но хотя бы одно из них обязательно в ее жизни присутствует. Публичная критика это, что способствует очищению, поэтому хотелось бы, чтобы на меня после этой публикации не излился поток обвинений, а чтобы пасторы и служители трезво оценили ситацию, а попытались ее изменить.
  •  Номинальность большинства верующих. Нет ничего страшного, если люди приходят в церковь из-за немецкого/украинского языка, красивой литургии, гуманитарной помощи, более легких, по сравнению с православием и католицизмом, обрядов или просто хорошей атмосферы в общине. Но когда годами их жизни не происходит изменений, это означает они так и не встали на путь следования за Христом. Когда в церкви начнутся проблемы или реформы, они будут первыми, кто сбежит. И так уже много раз было во многих общинах.
  • Отсутствие культур жертвенности. Западные партнеры в начале пути щедро помогали НЕЛЦУ и УЛЦ, сформировав у членов церквей потребительский менталитет «Запад нам поможет». В каждой общине в воскресенья собираются пожертвования, но мало кто жертвует больше 10 гривен. Это следствие в том числе большого количества номинальных верующих. В итоге имеем десятки общин, которые неспособны самостоятельно финансировать свою деятельность, и даже платить зарплату пастору. Если внезапно западная финансовая помощь исчезнет, то большинство из них просто-напросто развалятся. И не только деньги. Жертвование своего времени, имущества и талантов Богу тоже не распространено.
  • Церковь как кормушка. В то же время многими церковь воспринимается, как источник материальных благ. Это или зарплата, причем за относительно легкую работу, или гуманитарная помощь или возможность нецелевого использования средств.
  • Низкие требования к служителям. Часто на должности председателей общин, бухгалтеров, регентов и других брали абы кого, чтобы просто заполнить вакансии. Требования к пасторам тоже занижены. В итоге люди, которые должны быть позитивным примером своей общине, часто оказывались негативным.
  • Отсутствие качественного пасторского окормления. Иногда мне кажется, что пасторы воспринимают себя как проповедников, которые могут преподавать Таинства. Вся их деятельность сводится к проведению одного воскресного богослужения и одному (реже двум) библейскому уроку. Мало в каких общинах ведется еще какая-то деятельность. В то время как основная задача пастора - быть наставником для прихожан, вести их на их пути следования за Христом.
  • Нежелание делегировать полномочия. В то же время пасторы и служители с огромной неохотой перекладывают часть своих обязанностей на прихожан, тормозя их инициативу.
  • Слабость и несбалансированность проповеди. Сами проповеди, которые читаются с кафедры, часто являются неадекватными. Они либо неконфессиональны и ориентированы на проповедь гуманистического (НЕЛЦУ), а не библейского мировоззрения, либо, будучи абсолютно богословски правильными, не касаются прихожан, так как читаются на отвлеченные от их жизни темы. Также в проповедях пренебрегается третье использование закона - «Дорожный указатель», то есть после Евангелия не дается четкого ответа на вопрос «Что делать?».
  • Отсутствие адекватной реальности миссионерской стратегии. Несмотря на то, что НЕЛЦУ и УЛЦ позиционируют себя как миссионерские церкви, на самом деле ничего не делается для того, чтобы изучить ситуацию в конкретных городах, посмотреть на опыт благовестия других церквей и, исходя из этого, продуманно вести или открывать новую миссию. 90-е годы прошли и украинцы разочаровались в церквях. «Традиционные» средства евангелизации не приводят никого в общины. Единственный «работающий» инструмент - малые домашние группы, игнорируются как служителями, так и прихожанами (см. пункты 1, 2, 6).
  • Языковой вопрос. Казалось бы в церкви, основанной борцом за использование родного языка в церковной жизни, Мартином Лютером, такой проблемы и быть не должно. Ан нет. Богослужения общин НЕЛЦУ на половину проводятся на немецком языке, а УЛЦ в больших городах Юго-Востока продвигает украинский. Проблему можно было бы решить проведением нескольких богослужений в воскресенья, но служителям откровенно лень заниматься этим.
  • Отсутствие диалога между молодежью и старшим поколением. Это связано с тем, что ни та, ни другая сторона, так и не научились понимать друг друга и сниходить друг до друга. Служения общин обычно ориентированы на людей старшего возраста, и довольно унылы внешне и не актуальны внутренне для современных молодых людей. Поэтому молодежь либо создает сепаратную группу внутри общины (как это произошло в Одессе), либо принимает навязанные ей правила, либо попросту постепенно уходит из церкви.

лютеранство, Украина, Реформация

Previous post Next post
Up