Автор сценария и режиссер: Корд Джефферсон
(по мотивам романа Персиваля Эверетта «Стирание»)
В главной роли: Джеффри Райт
Начинается все почти задорно. Телониус «Монк» Эллисон (Райт) - Писатель с большой буквы, который писал очень хорошие романы, а потом устал, потому что его никто не читает, кроме его агента. Как и положено небогатым писателям, он преподает литературу в каком-то колледже, но его оттуда вышвыривают, потому что Монк, негр, не падает в обморок от Н-слова, что очень огорчает его белых студентов.
Монк возвращается в родной, но не слишком любимый, город Бостон, чтобы повидаться с родной, но не слишком любимой семьей. У семьи проблемы, семье надо много денег. У Монка проблемы, ему тоже надо много денег, а кроме того он в депрессии. И тогда Телониус «Монк» Эллисон принимает судьбоносное для каждого писателя решение прекратить творить разумное-доброе-вечное, и начать клепать то, что и ждет просвещенная публика от негра с пишущей машинкой - клюкву про тяжелую жизнь простого американца.
Согласитесь, задел очень неплохой. И конфликт довольно жизненный, Монк ведет такую же жизнь, что и любой человек его социального и семейного положения, цвет кожи особо на его проблемы не влияет. В целом любой американский артхаус отталкивается от тех же горестей - мать с альцгеймером, сестра упрекает, что заботу о матери скинули на нее, брат-гомосексуалист думает только о себе и вообще позор семьи, потому что... ну вы поняли, повесточка повесточкой, но все равно неприятный осадок остается... ну и вишенкой на торте - денег нет а очень надо. Согласитесь, что это проблемы общечеловеческие, а не специфические для афроамериканца.
А мир вокруг ведет себя как безумный, и если ты негр, то будь любезен отсидеть десятку за наркоту и убийства и говорить исключительно на фене. И кажется, что вот-вот начнется сатира в стиле "Не смотри вверх", но нет.
Занудная артхаусная бытовуха побеждает сатиру даже не с разгромным счетом, а всухую. Фильм абсолютно уныл, равно как и его главный герой (что обидно, Джеффри Райт - хороший актер, и наверняка мог бы раскрутить героя на яркий перфоманс, но режиссер сказал: "не в мою смену").
Мы хотели посмотреть кино про будни писателя, про поиск в себе другой стороны, пусть даже и темной, но более эффективной и жизнеспособной, но в итоге получаем очередную драму про семью, в которой все плохо, и про маленького человека, который не справляется ни с талантом, ни с успехом.
Интересно сравнить "Американское чтиво" с другим фильмом про аналогичные проблемы - "Адаптацией" Спайка Джонза. И вроде бы такое же унылое зрелище, но прерваться невозможно, потому Кейдж смеется над собой, и ты как писатель видишь себя в каждом его печальном жесте, в каждой грустной мысли, и его альтер-эго, которое как раз пишет популярную, даже попсовую хрень, которая заставляет большого писателя взвиваться к потолку от возмущения, также абсолютно тебе знакомо.
Ничего подобного в "Чтиве" нет. Ассоциировать себя с персонажем Райта и не хочется, и не получается. Издатели по ту сторону телефонного провода, которые восторженно кушают афропопсу, отвечают в фильме за сатиру, и даже справляются, но их ничтожно мало. И почему Райт-Монк им совершенно не помогает, оставаясь скучным серым человечком сто процентов экранного времени.
На снимке - скучный серый Монк, он таким остается весь фильм, даже когда изображает крутого афро-гангстера.