Любовь и деньги в Киберпанке 2077. часть 2

Jan 10, 2023 10:43

Итак, про деньги.


В Найт-Сити, как и положено нормальному киберпанковскому обществу, очень сильна и заметна брешь между бедными и богатыми. Власть в стране существует только номинально, реально все принадлежит крупным корпорациям, главная из которых - японский концерн Арасаки, который занимается как раз разработкой и производством имплантов, и он же создал главное зло игры - душегуб, записывающий личность. Интересный момент, в том, что главным игроком в США (такой страны к тому моменту не существует, но есть некие "Новые Штаты", зато СССР сохранился, производит неплохое оружие, в игре есть несколько квестов с советскими шпионами, а также прикольный "паровозик, который смог" - локомотив "Урал Комбинат"). Отсюда и главный конфликт игры, озвучиваемый на каждом шагу - бедняки города ненавидят "пиджаков" или "корпоратов".

Город населен разношерстной публикой, каждый район контролируется своей бандой. И каждый район контролируется своим фиксером. Уотсон и Джапан-таун населены "тигриными когтями" - японскими бандитами. Заказы там дает опасная японская старушка Вакако (именно с ее заказа мы начинаем первый акт). Глен - мексиканской бандой Валентино, заказы от Падре, и это единственная банда, с которой мы можем почувствовать какую-то связь, потому что Джеки начинал свою "карьеру" именно в ней. Уотсон страдает от мальстремовцев, наркоманах, помешанных на имплантах. Их символ - паук и лица утыканы оптикой как голова насекомого. Юго-запад города - территория "Шестой улицы", чем-то похожей на "свободные штаты" - ребята, обожающие армию и ностальгирующие по старым добрым США. Юго-восток, Пасифика во власти вудуистов - гаитянская банда, во главе которой стоят крутые нетраннеры, с которыми нам придется столкнуться по ходу основного сюжета. По всему городу живет банда Животных, это люди, хирургически перекроившие себя в аномально раздутых качков. В основном работают охранниками на разных объектах. Ну и особое место в жизни города занимают мусорщики - отморозки, похищающие людей ради имплантов и внутренних органов. Они базируются в основном на севере города в Нортсайте. Но как и всех остальных их можно встретить где угодно. В пустошах в основном встречаются Духи и Стилеты - "плохие" кочевники, конфликтующие с "хорошими" - альдекадо. Пустошь контролирует бывшая альдекадо Дакота. Как я уже говорил, какое-то человеческое лицо есть только у Валентино, но это не значит, что мы с ними не столкнемся. есть еще банда Шельм, отбившая у банд клуб Лиззи. Занимаются они в основном спасением проституток, но в очень скромных масштабах. С ними мы пересекаемся по ходу сюжета и никак не конфликтуем. Все остальные - форменные отморозки. Особую ненависть, конечно, вызывают мусорщики. Но и тигриные когти, ответственные за зверства в борделях, и поехавшие наркоши-мальстремовцы также симпатии не вызывают. Также нас ждут конфликты с армиями корпоратов, особо часто мы будем драться с Милитехом - американским ВПК, под конец - с Арасаки, которые по сюжету и есть наш главный коллективный антагонист.



Главная валюта игры - евродоллары (созвучие с действующей валютой Евросоюза случайно, здесь явно имеется в виду запредельная глобализация, объединившая деньги США И евросоюза), в просторечье "эдди" и европенни. Деньги в основном безналичные, хотя нал вроде бы существует (и в прологе от корпоратов он упоминается), но в игровом процессе никак не участвует. Деньги переводятся просто через киберимпланты.

Вы можете найти в сети множество советов о заработке денег, особенно на раннем этапе игры, когда эдди ощутимо не хватает. Все они сводятся к прокачке умения "техника" и крафта дорогих предметов - оружия или одежды. Так вот, если такие ролики записаны годом или двумя ранее, то есть до весны 2022, можете их смело игнорировать. В обновлениях 1.5 и 1.61 существенно изменена система крафта. Производство предметов требует гораздо больше материалов, и выгоден крафт становится с 18 уровня техники, когда открывается создание легендарных предметов. Мой совет - если вы выбрали билд через технику, быстро качать ее до этого уровня, найти документацию на умный автомат иньлун. В сети есть ролики о том, где и как ее добыть, надо вынести злую банду, что довольно сложно, они высокоуровневые, зато можно начать производить эти автоматы "на все" и с этого момента проблем с деньгами в игре не будет. Все другие методы досрочного обогащения больше не работают.

Как же их зарабатывать в "рабочем" порядке? Основной источник дохода - выполнение второстепенных заданий от фиксеров и Полицейского Управления. Платят они тем больше, чем выше у вас уровень персонажа. Кроме того, за всех бандитов в городе назначена награда, так что после обезвреживания бандитов вы будете получать небольшую сумму на счет. Полезно также обшаривать местность, деньги буквально разбросаны повсюду, в ящичках или просто "котлетами", свернутыми в трубочку. Ну и последний важный источник дохода - продажа лута - оружия, одежды и мусора, который вы находите или собираете с тел врагов. "Мусор" бывает разный - совсем дешевый годится на разборку. но есть и дорогой, который стоит продавать. Что делать с оружием и одеждой - сложный вопрос. Мое мнение - если вы прокачиваете технику и вкладываетесь в "создание", то вам безусловно выгоднее разбирать все на запчасти и делать предметы самому. Если нет, то на ранних стадиях нет смысла что-то разбирать, нужно все продавать. На поздних, когда вам будет падать много редкого, эпичного и даже легендарного лута, а в деньгах вы уже не так остро будете нуждаться, я бы разбирал, чтобы не покупать лишних запчастей для улучшения предметов. А любимое оружие вы точно захотите улучшать.

Ну и совет, который есть буквально во всех описаниях билдов - в самом начале первого акта вы должны любым способом скопить 8000 эдди (для этого можно вынести пару-тройку банд в Кабуки, для новичка это сложно, но возможно) и набить морду близнецам - первый тур в квесте "Кровь и Кость" про кулачные бои. Разумеется, надо делать двойную ставку. 16000 на раннем этапе вам очень пригодятся.

Можно принять, что бедность в начале - нормальное явление, и преодоление сложностей - одно из удовольствий игры. С какого-то момента денег станет много. При первом, неумелом, прохождении я закончил игру с 300.000 эдди в кармане, поставив все необходимые импланты, сняв при этом хорошую квартиру и имея кучу машин в гараже, о чем позже. В других прохождениях, растрачивая гораздо больше на "роскошь", я заканчивал примерно с полумиллионом эдди на счету.

Зачем игроку деньги? Основная статья расходов - киберимпланты, которые обходятся довольно дорого и конечно же важны для игрового процесса. За деньги также покупаются оружие и одежда, которая в этой игре исполняет роль брони. В одном из последних обновлений введено интересное новшество, которое разделяет одежду с свойствами и внешний вид, который формируется в гардеробе, присутствующем в любом жилище Ви. Он составляется из предметов одежды, когда-либо проходивших через руки Ви. То есть достаточно найти или купит любую одежду, чтобы составить из нее "лук". На показатели брони она не влияет. "Реально" ты надеваешь другую одежду, у которой есть деление по уровню от обычной до легендарной, показатели брони, другие полезные свойства и ячейки улучшения. Похожая система сейчас действует в Фоллауте 76, в котором костюм надевается поверх брони, полностью ее скрывая, что абсолютно нереалистично, зато красиво.

Стоимость игровых предметов, то есть оружия и одежды, зависит от вашего уровня, чем выше он, тем дороже. Но кстати и "статы" оружия и брони также зависят от уровня, поэтому выгодно при прокачке техники и наличии документации создавать предметы заново. Апгрейдить не так выгодно, материалов уходит больше, чем на создание. Также имеет смысл составить план, когда брать "культовую" вещь, которая в игре существует в единственном экземпляре. Чем позже возьмешь, тем лучше она будет по свойствам. Но начинающему игроку это, конечно, нереально.

Еще одна небольшая статья расхода непосредственно для игры - можно сбросить очки характеристик, чтобы выправить свой билд (жаль, что невозможно это сделать с основными свойствами). К примеру, на поздних этапах, когда у вас уже есть все импланты и все оружие, которое вам нужно, хочется отказаться от очков, вброшенных в крафт. То же касается и скриптов для нетраннера - когда у вас уже полная дека золотых скриптов, зачем вам улучшенный взлом терминала? Это не очень много денег, от 10 тысяч на раннем этапе, до 35000 под конец. Но это тоже расход, который можно запланировать.

Остальное в игре - роскошь, которая добавляет вам удовольствия от жизни в городе. А как и чем живет персонаж? Мир в упадке, поэтому простой житель Найт-Сити питается кое-чем. Еда почти вся синетическая, молоко для кофе - тоже. "Пластик и опилки" как ворчал грустный Такемура. Напитков встречается довольно много, от лимонадов и кофе до спиртных напитков. Непосредственно есть или пить можно только в ряде квестовых сцен, обычно даже в баре ты не выпиваешь, а покупаешь еду и напитки в инвентарь, а потом лезешь в рюкзак и используешь то, что там есть. Иногда это выбивает из настроения. Напитков много, от элитарных до дешевых, с едой все гораздо хуже, это отчаянный фастфуд, главное, что можно купить - буррито. Можно найти батончики. А также продается какая-то постапоклиптическая экзотика типа сои или пиццы из саранчи (привет, Джуди). Еда и напитки стоят копейки, к значимым расходам их отнести нельзя.

Второй крупный расход на роскошь - жилище Ви. По умолчанию мы живем в очень скромной квартирке в человейнике "мегабашня H10" в бедном районе Уотсон. В одном из последних обновлений появилась возможность как сделать ремонт в старой квартире (делал, существенно ничего не меняет, цена вопроса 10.000 эдди), так и снять одну из четырех квартир на выбор в других районах. Первая и самая дешевая (5000 эдди) еще более облупленная в еще более бедном районе Нортсайт. Добавлена явно для экзотики, смысла ее брать нет.



Вторая - квартира для творческих личностей в Джапан-тауне. Там можно, в частности, поиграть на гитаре. Квартира явно выше уровнем первых двух, но мне кажется все же тесноватой.



Ну и два "элитных" жилища. Первая - двухэтажная квартира в Глене. Из дополнительных удобств - кофейный аппарат и биллиард. Лифт разрисован символикой Валентино, что красиво и экзотично. Стоимость 40.000 эдди. Кстати, лифт ведет прямо в квартиру.



И самая крутая квартира - на площади корпораций, то есть в деловом центре города. Это очевидно жилище богатых корпораций, и опций - кофемашина, барная стойка, за которой можно покурить (в наше-то время!) и выпить виски, чайный сервиз, который тоже можно использовать, граммофон. Мой выбор - одна из двух последних. Кстати, нет необходимости выбирать, можно хоть все четыре арендовать. И ночевать в той, которая ближе к тебе в данный момент. На самом деле для игры квартира не очень нужна. Хотя есть баффы за сон в кровати (увеличенный опыт), принятие душа (ускоренное восстановление здоровья), насыщение и утоление жажды не спиртными напитками (восстановление здоровья и выносливости соответственно). Возникает вопрос, почему мы так мало платим за квартиру - цена меньше стоимости элитного автомобиля, но мы не покупаем квартиру, а арендуем, и это месячная плата. Другое дело, что по сюжету все прохождение сюжета с первого акта по финал (между прологом и первым актом пауза в полгода) укладывается в несколько дней, и тут небольшой пробел в сюжет, как говорил, мы слишком много делаем всего за эти два-три дня, хотя вроде бы очень торопимся. Но вот такая это игра.



Как арендовать квартиру? В какой-то момент один из фиксеров позвонит вам и предложит арендовать квартиру, после чего они станут доступны в списке заданий и отмечены на карте. Плюс доступ к списку квартир и к ремонту главной квартиры возможен на компе дома у Ви. Надо прибыть в подъезд дома и заплатить портье требуемую сумму.

И это плавно подводит нас к следующей стороне жизни - транспорт. Город большой, к тому же карта включает предместья, те самые пустоши. Это роднит Киберпанк с четвертым Фоллаутом, огромная карта которого включает в себя один единственный Бостон. Теоретически можно (а на ранних этапах и нужно) исходить всю карту пешком. Но это все же слишком нерациональная трата времени, поэтому в игре есть система мгновенных перемещений и автомобили.

"Метро" есть поблизости от каждого значимого для сюжета места на карте, но пользоваться можно только теми "станциями", которые ты уже открыл.

Альтернатива - автомобили. У вас есть виртуальный гараж, в котором хранятся все авто, числящиеся за вами. Из любой точки карты можно вызвать любое свое авто, оно прибывает мгновенно. Вождение в киберпанке не слишком удобно, потому что управление осуществляется исключительно кнопками клавиатуры, хотя при ходьбе и беге ты задаешь направление мышью. К этому надо привыкнуть. Плюс машины изрядно заносит. Игра ведется от первого лица, и так управлять авто вообще невозможно из-за плохого обзора (что жаль, у многих машин очень красивые интерьеры). К счастью, водить машину можно и от третьего лица, и тут жизнь начинает налаживаться. Поначалу я вообще не мог управлять авто, поэтому весь Уотсон обошел на своих двоих. Но как и любое умение вождение в Киберпанке достигается практикой. Сперва я понял, что водить мотоцикл гораздо проще, чем машину. Потом приспособился и к последним.

Где взять авто? С начала первого акта у нас в доступе Хелла, ужасная неуправляемая колымага. Со второго акта мы временно беслошадные, потом хелла после некоторых событий возвращается. Но как я уже сказал, это одна из худших машин в игре, а они все отличаются по красоте, скорости и управляемости.



Второй путь получения авто "на время" - просто отобрать у бандитов. После истребления банды (по заданию полицейского управления, значки этих квестов в изобилии разбросаны по карте) вы можете взять автомобиль или мотоцикл, припаркованные рядом и кататься, сколько душе угодно. Единственное - они не попадают в ваш гараж, их нельзя вызвать. И если парковаться в неположенном месте, чужая машина просто исчезнет. Честно говоря, это мой любимый способ добычи транспорта, так можно перепробовать все машины и байки в игре, даже те, которых не бывает в продаже. Ну и их откровенно не жалко, а вы будете неминуемо сбивать каждый второй столб в игре, да и в другие авто влетать.

На самом деле особое и огромное удовольствие в том, чтобы ездить наплевав на правила, парковаться "как мудак" (тм) и всячески нарушать.

Также иногда в случайных местах стоят "незапертые" машины, например, на стоянке у клуба "Посмертие". Запертые машины надо вскрывать с помощью способности "техника". Но полиция сразу выпишет на нас ордер. Кроме того мы можем выстрелить в автомобиль с седоком, который тут же удерет, оставив нам трофей. Полиции это тоже не понравится.

Кстати, ПДД в игре своеобразные. Такого органа как ГИБДД в Найт-Сити нет, хотя полицейские посты на каждом шагу. Но им нет дела до проезда на красный, парковки где ни попадя, аварий и прочих нарушений. Можно даже сбивать пешеходов, но не насмерть. Если убить мирного жителя, тут же попадаешь в розыск. Копы здесь не пытаются выписать тебе штраф и арестовать, они сразу стреляют. Для начинающего игрока столкновение с ними фатально, прокачанный может и побороться. Но в отношениях с властью есть забавный нюанс: у копов короткая память. Тебе достаточно сбежать с места преступления или зайти в какой-нибудь магазин, чтобы полиция потеряла к тебе интерес. Разбить машину мы также не можем, точнее можем в особо крупной аварии, но достаточно вызвать ее из другого района города, она приедет как новенькая.

Третий способ приобрести авто - купить. Машины продают фиксеры, время от времени кто-то из них тебе пишет, что у него появилась новая модель, которая тут проявляется на карте. Захочешь купить - подходишь, появится диалоговое окно, через которое и платишь деньги. Тут как и с квартирами - они предлагают все от откровенного мусора, до весьма крутых моделей. Коллекционирование авто - самое дорогостоящее развлечение в игре. Собрать весь парк обойдется вам в сумму около миллиона эдди, но практического смысла в этом нет, хотя и приятно.

Четвертый и, наверное, самый адекватный способ приобретения авто - просто дождаться, когда она сама приплывет к тебе в руки по ходу сюжета. В первом прохождении я ни разу не покупал машину, но имел к финалу очень солидный автопарк, который включал: мотоцикл Арч, ранее принадлежавший Джеки. Кстати, надо отметить, что в игре почти нет реальных моделей авто или байков. За двумя исключениями. Арч - реально существующая фирма, производящая мотоциклы и принадлежащая Киану Ривзу. Модели вымышленные, но фирма реальная. Второе исключение - порш 911 Джонни Сильверхенда. Реальная модель, пришедшая в 2073 год из нашего 2023.

Итак, в начале второго акта мы можем получить Арч Джеки. Не могу рассказать, что надо делать без спойлеров, но когда с вами созвонится его мать надо во-первых, приехать, во-вторых помирить ее с Мисти, девушкой Джеки. Впрочем, если это не сделать, ключи от мотоцикла все равно кажутся у вас под дверью. Мотоцикл красивый, оформленный в символике Валентино (розы, кресты - вполне узнаваемая мексиканская католическая стилистика, но дизайн и мода в игре - тема отдельного разбора, и я рекомендую найти соответствующие ролики, там очень интересно, работа проделана огромная, и явно создателей консультировали неслучайные люди из мира моды) и вполне быстрый и маневренный.



Линия Панам подарит нам мотоцикл альдекадо - не очень быстрый, но отлично управляемый и хорошо себя чувствующий на бездорожье. Идеальный транспорт для Пустошей.



Маленький квест от Падре "Дело всей жизни" принесет нам (не сразу, через какое-то время после завершения) отличный спортивный автомобиль Квадра Ви-тех, то самый, что фигурирует в рекламных роликах игры. Другую квадру нам подарит за прохождение всех своих квестов фиксер Делового квартала Дино Динович.



За победу в кулачном бою в Глене мы получаем золотого шестиколесного монстра без крыши Вильфор Альварадо Вато.



После прохождения всей цепочки квестов Панам мы можем найти в той самой пещере, где мы воевали с Нэшем и стилетами (конечно же надо согласиться это сделать) бэтмобиль (это почти официальное обозначение автомобиля). Точнее черный рейфилд калибурн, самая быстрая машина в игре. И наверное вторая по соотношению быстроты и маневренности. Такую же, но белую мы можем купить у фиксера, но есть ли в этом смысл, если у нас уже имеется бэтмобиль?



Цепочка квестов от Деламейна даст нам в награду одно из такси этой компании. Сойдет как лимузин на ранних стадиях игры. Потом можно купить и что-то покруче. Представительских машин в игре много.

Небольшой торнтон колби можно просто найти в нужном месте в пустошах, в отличие от других "плохо стоящих" авто он станет полноценно нашим.

За цепочку квестов "Королева автострады" (про гонки) мы получим огромный внедорожник "Зверь". Отличный для поездок по пустошам агрегат, для города крупноват и тяжеловат.

Ну и наконец цепочка квестов от Джонни подарит нам его порш "Самурай". Он не такой быстрый, как калибурн, но все равно клевая тачка.



Как видите, мы можем собрать бесплатно очень солидный автопарк. Но есть несколько машин, которые мы можем приобрести просто для коллекции, потому что они реально хороши.

Итак, лучшие авто в игре на мой вкус:

Из бесплатных: Арч Назарет Джеки, быстрый и маневренный. Мотоцикл "Скорпион" альдекадо особенно хорош для пустошей. Бэтмобиль и порш просто потому что они стильные (в вождении на мой вкус уступают квадрам). Квадра любая из двух бесплатных, автомобили красивые, быстрые и хорошо управляемые.

Что можно купить?
Сион койот. Поскольку в Найт-Сити очень сильная японская диаспора, в городе также много японских машин и мотоциклов. Спортивные сионы шустры и хороши в управлении, но на мой вкус уступают тем же квадрам, которые еще лучше. Но модель сиона для пустошей Койот мне кажется очень хорошей. Она отлично держит и трассу и бездорожье. Немного дороже аналогов от Торнтон, но на мой вкус оно того стоит.

Херрера Аутло ГТС. Лучшая спортивная машина в игре и одна из самых дорогих. Роскошно выглядит изнутри и снаружи, быстрая, маневренная и великолепно управляется. (фото, на мой взгляд, не очень удачное, из сети, но у меня сейчас в игре нет к ней доступа, чтобы самому щелкнуть. "В жизни" она действительно смотрится роскошно)



На этом можно и остановиться. Но если очень хочется лимузин, то в игре есть несколько, все они плюс-минус достойны внимания. Можно взять самую дорогую машину на рынке Рейнфилд Аэрондайт Гвиневра, с нее, кстати, началось наше знакомство с Джеки в прологе для гопника. Она быстрее и маневреннее прочих лимузинов, ну и виду нее роскошный. Мне понравился, когда я спер его в городе, Вильфор Альварадо Делегат (чуть более солидный вариант золотого шестиколесного кабриолета), он хорош для медленной вальяжной поездки по городу, особенно, пока вы толком не научились водить и разгоняться вам не хочется. Ну или можно взять, например, Шевиллон Джефферсон или Кортес Вэлор, у них послабее мотор, но ощущения от поездки примерно такие же.



Здоровенный корпоратский джип Шевиллон Рагнар я бы не стал покупать, он все же из рук вон плохо управляется. И у вас будет куча возможностей отжать такой у Милитеха или Арасаки, просто чтобы покататься. Как я уже писал, это мой любимый способ добывать себе транспорт.

В следующей части расскажу свои впечатления от разных стартов и концовок игры, а также о билдах, которые я попробовал.

игра, киберпанк

Previous post Next post
Up