Режиссер: Антон Мегердичев
В главных ролях: Александр Кузнецов, Елена Ербакова, Сергей Пускепалис, Евгений Миронов, Виталий Кищенко,
Валентин Цзин
По роману Алексея Иванова
Пермский князь Михаил (Кузнецов) женится на ведьме-ламии (Ербакова), что добавляет массу проблем к его и без того непростому правлению.
Ощущения от фильма у меня двоякие. С одной стороны, именно как фильм "Сердце Пармы" удалось. Чувствуется, что у картины крепкая литературная основа, происходящее на экране не кажется потоком бреда, как это случается почти с каждым историческим (и не только) российским (и не только) фильмом. В происходящем есть смысл. Сильный и довольно жестокий сюжет, отличная игра актеров (не будем вспоминать камео Федора Бондарука, который по традиции лубочно изобразил русского царя, зато Кузнецов с его модной бородкой и безупречным маникюром, который частенько показывается в кадре, эффектно косплеит Николая Второго Кровавого) и очень богатый визуал. На мой взгляд фильм сильно затянут, устал я от него под конец, но жалеть о просмотре не приходится.
Другое дело смыслы, которые хочешь-не хочешь в фильме находятся. Я понимаю, что книга старая (2003 год), когда сегодняшние реалии никому даже в кошмарах не снились. Да и производство фильма - процесс не быстрый. Съёмки фильма начались в июле 2019 года, а закончились в феврале 2020. В съемках приняло участие более 2000 человек, а декорации используются по сей день как туристический объект.
Еще раз подчеркну, книга писалась, а фильм снимался без связи с событиями 2022 года. И я понимаю, что ковид кино не щадит, жалко было бы не пускать такое масштабное кино в широкий прокат.
И все же сейчас смотреть на войну Перми и Москвы как минимум странно. И тем более странно, что ужасы, происходящие в картине, по большому счету случились "из-за за бабы". И третья причина, мешающая этот фильм полюбить вообще и тем более сейчас - сама идея, что Урал и Сибирь завоевывались кровавыми психопатами, вырезающими непонятно ради чего целые деревни. Скорее я готов поверить в тонкую дипломатическую работу, которую демонстрирует сам Михаил, хотя его методы мне подчас и казались странными. Возможно в книге многие вещи описаны подробнее и "богаче". Кроме того писательская чуйка мне подсказывает (книгу я не читал), что вырезана как минимум одна сюжетная линия - а именно пребывание ламии во власти вогульского вождя Асыка. Не просто так он пришел к мысли, что ламия принадлежит ему, а женщина - Михаилу.
Фильм мог бы считаться мощным, со своими недостатками, но явно лучше перфоманса с блюющим Козловским, если бы не момент, выбранный для его премьеры.
7/10