Я этот проект смотрю с сильным опозданием, так что пока только третий сезон. Общее впечатление: сериал сильно вырос. Хочется отметить кастинг (больше знакомых лиц) и глубокую проработку деталей даже в тех сериях, что мне меньше понравились. Сильные разноплановые сценарии, что тем более приятно (я имею в виду разнообразие), что их писал один и тот же человек - Чарли Брукер.
Нырок / Nosedive
Режиссер: Джо Райт (тот самый, что поставил
"Темные времена")
Мир, в котором лайки в соцсетях заменяют валюту. Героиня (Брайс Даллас Ховард) встает на путь лайкового стяжательства, что шаг за шагом приводит ее в бездну. Серия эта может быть не самая сильная эмоционально. Впереди будут более отчаянные и жесткие картины. Но "Нырок" чрезвычайно важен идеологически, потому что структуру момента Брукер и Райт разглядели великолепно. Ситуация в мире именно такая, автоматизация абсолютно всех рабочих процессов практически аннулирует потребность в рабочей силе любого профиля, от пролетариата до разработчиков и управленцев. Оплата уже никому не нужного труда сменится на какую-то систему распределения, и лайки - чуть ли не лучший кандидат для наполнения такой системы.
9/10
Игровой тест / Playtest
Режиссер: Дэн Трахтенберг
Возможно, самая слабая серия сезона. По сути банальный хоррор в виртуальном пространстве. Самая жесткая мысль, здесь прозвучавшая, про субъективное время героя, которое намного быстрее времени общего, уже использовалась в Белом Рождестве.
7/10
Заткнись и танцуй / Shut Up and Dance
Режиссер: Джеймс Уоткинс
Страшная, чудовищно напряженная история про людей, которых шантажом заставляют участвовать в странном криминальном проекте. Главный герой - подросток, который всего-то рукоблудствовал перед ноутом (ох не зря Цукерберг заклеивает камеру). И вроде бы пустяк, но для мальчика угроза обнародования такого видео - угроза страшная. И когда ему в напарники попадает взрослый, солидный мужчина (Джером Флинн), кажется что сейчас он все разрулит, расскажет парню о приоритетах, последствиях... Наконец обратится в полицию. Но старый дурак (на букву М) увязает в этой трясине вместе с мальчиком, и даже на каком-то этапе перекладывает ответственность на ребенка, усиливая и без того непереносимое давление. Показано, как инфантильный поначалу мальчишка мужает в сложной ситуации. И самое страшное происходит в финале. Становится ясно, что шантажисты организовали весь этот "перфоманс" не ради денег (как кажется, когда мозаика начинает складываться), а ради развлечения. ну и недавняя история с синими китами делает эту серию еще более кошмарной.
10/10
Сан-Джуниперо / San Junipero
Режиссер: Оуэн Харрис
Сан-Джуниперо - виртуальный город, где могут селиться умирающие. Также сюда "на экскурсию" прибывают смертельно больные люди, чтобы в последствии тут поселиться. Йорки (Маккензи Дэвис) и Келли (Гугу Мбата-Роу) - именно такие туристы. Они как в песне встречаются, влюбляются, женятся... Особого впечатления серия на меня не произвела, может быть потому, что вместо антиутопии получилась мелодрама. К сожалению, остались не проработаны особенности созданного виртуального мира, хотя проблемы Сан-Джуниперо озвучивались персонажами. Жители этого города лишаются способности что-либо чувствовать. И эта важная тема почему-то никакого влияния на сюжет не оказала. Только рефлексии героев по этому поводу. Как изменилась Йорки, когда переселилась в Сан-Джуниперо? На первый взгляд никак. Произошло что-то с Келли? Не ясно. А ведь именно их "посмертие" в виртуальном мире, где они обречены постепенно испытывать чувства и эмоции, и есть самое интересное. И то, что им "аппаратно" отрубают боль, не ведет ли потере прочей чувственности? Но они занимаются сексом и им это очень даже нравится. И все это остается за кадром, нам же показывают довольно-таки банальную историю знакомства и любви "через препятствия" в качестве которых выступает лишь эгоцентризм Келли, которого тоже как бы и нет. Что мне реально понравилось - сама Келли, чрезвычайно живая и яркая. Остальное - проходняк.
7/10
Никто не хотел убивать / Men Against Fire
Режиссер: Якоб Вербрюгген
Осовремененная версия "Обитаемого острова". Солдатам внедряют чип, чтобы они эффективнее истребляли выродков, здесь их называют тараканами. На вид "тараканы" напоминают зомби, такие же страшные, тупые и злобные. У рядового Койнанге сбоит имплант, и он вдруг понимает, что тараканы - обычные люди, и что он воспринимает их как зомби только из-за чипа.
"Комиссар" этой части Аркетт (Майкл Келли) объясняет Койнанге, что люди по природе своей пацифисты, что солдаты на войне занимаются саботажем и стреляют поверх целей. Так что эта оптическая иллюзия - просто способ избавить солдата от душевных страданий, когда он выполняет свою важную для общества работу.
Забавно, что я совсем недавно читал про теорию о солдатском пацифизме. И это очередной либеральный миф, который полностью опровергнут исследованиями. На войне люди в большинстве своем охотно втягиваются в убийства себе подобных. Ветераны Вьетнама вполне откровенно рассказывали об этом исследователям, которые их опрашивали. Ну и зверства, присущие любой войне, которую вы можете вспомнить - от мировых до того же Вьетнама - это прекрасно подтверждают.
Кроме того, в сериале смазана причина, по которой "тараканов" надо истреблять. Аркетт бубнит что-то невнятное про мутации, но видимых отличий выродков от обычных крестьян в кадре нет. И почему крестьяне боятся и ненавидят "тараканов" тоже толком не объяснено - Аркетт и по этому поводу бормочет что-то неубедительное.
В итоге посыл хороший, но история толком не проработана и не доведена до ума. Ну и надо меньше увлекаться популярными мифами.
7/10
Враг народа / Hated in the Nation
Режиссер: Джеймс Хоус
Еще одна страшная история, чрезвычайно актуальная в наше время. Она посвящена привычной травле в соцсетях. Накал ненависти, обрушивающийся на жертву, абсолютно не сопоставим с масштабом его проступка. В фильме под удар попадают журналистка, написавшая статью про инвалида, совершившего самосожжение, в которой она посмела не расплываться в сожалениях, а поступок этот критиковать; певец, обидевший мальчонку, певцу этому подражавшему (и под "обидел" я имею ввиду "раскритиковал", а не ударил, например); ну и девушка, сделавшая селфи у памятника не в той позе. в которой всем бы хотелось. В итоге каждый из "проштрафишихся" умирает мучительной смертью. Серия эта близка по духу "Золотарю" Олди, но авторы идут немного другим путем - они все же подводят под это научно-фантастическую базу, и находят чью-то злую волю, персонифицированного организатора этой истории.
Отрадно, что среди западной интеллигенции есть светлые умы, которые видят зло в этих массовых травлях, и понимают, что для участников "охоты на человека" это просто развлечение. Значит у мира есть шансы.
Яркие персонажи. Особо раздражает детектив-инспектор Карин (Келли Макдональд), совершенно холодная и циничная тетка, ненавидящая мужчин после развода. Она абсолютно уверена, что в смерти жены всегда виноват муж, и не собирается сдвигаться с этой точки зрения, пока факты не опровергают ее на сто процентов. И ей, что хорошо видно, не слишком важно, насколько она права. Просто мужей надо сажать, просто за то, что они мужья, потому что развод, если вы помните.
Приятно также встретить Бена Майлза (Патрик из Любви на шестерых) в роли мерзавца-министра. 9/10
Резюмирую. Три ударных, "звездных" серии из шести, одна сомнительная по идее, и две проходных, но качественно исполненных - очень приличный результат. Чарли Брукеру отдельный респект, он показал себя как прекрасный писатель-фантаст, мастер антиутопии. На очереди четвертый сезон.