Расплавившись дома от жары и убоявшись уже начинающиейся клаустрофобии от сидения в четырех стенах, когда на улице кочегарит настолько, что можно спокойно выпекать национальный пустынный хлеб - на камнях, безо всякой печи! Я схватила в охапку нашу ирландскую родственницу, и мы поехали досматривать музей Ралли.
По дороге заболтались и вместо Кейсарии улетели в Зихрон, пришлось разворачиваться и еще полдороги лететь обратно.
А вообще-то я сегодня с утра занималась греческим. Прилежная гимназистка, понимаете ли, учила греческий алфавит. И эти греки, я скажу вам, эти греки! Не могли, что ли, придумать что-нибудь более удобочитаемое. Нет, я понимаю, что и латиница произошла от них, и кириллица, но даже одновременное включение латиницы и кириллицы в голове ни фига не помогает. Это как иврусский язык, иврито-русский, но на порядок хуже.
Вот скажите мне, ну как, как можно запомнить, что буква "эта", которая большая выглядит как русская H, а маленькая - как английская n c хвостиком, читается вовсе как гласная, причем от "э" до "и"? А если видишь "v" - не верь глазам своим, это "н". Зато обрадовала буква "омега", ни дать ни взять человечек: большая Ω - голова, а маленькая, ω - жопа. Головожоп получается. Я - последняя буква алфавита.
Но я ж про музей начала рассказывать. И отвлеклась.
Мы сегодня "окучили" выставку постВозрождения и барокко на библейские темы. Жаль, что только на библейские, но что ж поделаешь. И похоже очень, что это просто была у них такая манера группового портрета: "Антоньо, намалюй нас с женой!" "С превеликой радостью, выбирай, Джузеппа, вона альбомчик с образцами лежит: али как Авигею с Давидом, али как Элиэзера с Ревеккой, али как Самсона и Далилу, только тебе отбрить космы придется, для пущей верности." "А тещу можно в картину записать?" "И тещу веди, и тестя. За небольшую мзду..да хоть полдеревни намалюю!"
Вот так полдеревни в большинстве картин и оказалось. В лучших одеяниях своего времени. Преимущественно 16-17 века. А, чтоб повосточнее выглядело, к приталенному шелковому кафтану и гульфикам некоторым персонажам на голову тюрбан пририсовывали. Раз восток - значит, должен быть тюрбан, правильно?
Но как прекрасны на этих картинах детали! Все эти безупречно выписанные безнадежные анахронизмы - шелка и меха, и соломенные(!) крыши деревянных(!) библейских домов.
Смотришь - и диву даешься. Ах, какие костюмы! И тщательно уложенные прически дам, увитых жемчугом и щеголяющих шелками и декольте! А обувь! От римских сандалий до средневекового кожаного сапожка с брульянтиком! А мебель! Бархатное ложе в стиле Людовика IV, c навесом и кисточками, на котором возлежит сам Царь Давид!
А архитектура! Вот копия руки немецкого художника, который копировал барочного француза: те же персонажи и построение картины, но у немца на картине - Германия, пару-тройку столетий назад, деревенская невысокая готика и фахверк, а у француза, на том же самом месте - пряничное фантизийное барокко.
А лица?! На картинах итальянцев - классические итальянские лица, на картинах фламандцев - белокурые голландцы, как они есть! И Царица Савская(Малькат Шва) с белейшей кожей и аккуратно уложенной светлой косой. Чудо, просто чудо! Истинное счастье для доморощенного антрополога.
Я застревала перед каждой картиной на полчаса, мои спутницы не могли меня дождаться.
И все-таки я хоть немного, да покажу. Детали, все дело именно в деталях. Зачастую, неожиданных. Ну, Жаклинка - это Жаклинка.
Сорри за качество, снимала телефоном, без вспышки.
Здесь Адам боронит землю челюстью единорога. Еще один единорог доверчиво пасется тут же, неподалеку. Он не знает, что его ждет, когда Адам сломает челюсть.
Совершенно прекрасный "Адам с капустой". Крепкая капустка ровными рядами, как на подбор. И мытая редиска в стоге пшеницы на плече. Навстречу - к старику(!) бежит гигантский младенец Каин - ну Бог с ними, с возрастами и пропорциями. Но какая у Адама кирка! И какая у него ШЛЯПА!!!
А здесь Ной указывает своим сыновьям, как строить летающую тарелку. Приглядитесь сами, но ведь точно тарелка, глобус. Вот она, на заднем плане. А что, никто до сих пор не свидетельствовал, что все, описанное в Ветхом Завете, происходило именно на Земле!
Сыновья у Ноя, кстати, ого-го, атлеты и атланты, любо-дорого посмотреть. И не боятся голышом пилою орудовать. И топориками. Никакой техники безопасности, я скажу!
А строят они, свою тарелку, между прочим, сидя в песочнице. А прораб Ной - весь в белом халатике, чистенький. Чертежи, видно, чертил.
Рафаэлло Санцио, кстати говоря.
И на закуску - любимейший мой средневековый бестиарий. С двух картин грехопадения. Фауна райского сада, милости просим.
Грифон, собственной персоной. Сорри за размер, вышло нерезко, пришлось уменьшить.
И прочие неизвестные науке звери. Райский сад, другая планета, что поделаешь.
Профессор Селезнев, вас здесь ждут!
Еще один единорог и еще один грифон
Еще три распрекрасных зверя. Золоченый леопярдик в красненький горошек!
Очень несчастный лев (ну, еще бы, райский сад же, охотиться не дають!) и собака Баскервилей, сидящая спиной к зрителям. Ну очень узнаваемая.
И коза, вовсе не фантазийная, но с совершенно человеческим выражением лица. И заинтересованно смотрящий на нее козел.
Бестиарий, кстати, кисти Roelandt, Savery. Год не обозначен. И судя по Википедии, товарищ не в средневековье жил, а рисовал все это где-то в начале 17 века. Но прелесть же, прелесть. И с такими живыми подробностями и ЛИЦАМИ!