Плохой фильм из разряда юбилейных, специально снятых к очередной круглой государственной дате. Венгрия в этом смысле ничем не лучше другиx стран.
В основе сразу и спортивная и военно-любовная драма, причем первая снята значительно лучше и интереснее.
Фильм основан на некоторых фактах биографии венгерского ватерполиста Эрвина Задора (в фильме он фигурирует под фамилией Сабо), героя Летней Олимпиады 1956 года в Мельбурне.
Реальный Задор.
И в исполнении Ивана Феньё
1956 год, в соцлагере чувствуется начавшаяся "оттепель" идущая из СССР. Про товарища Сталина пока еще плохого не говорят, но любить его и его ставленников стало уже как-то не модно. А модно стало одеваться как сверстники на Западе и играть в водное поло, втихаря промышляя контрабандой ювелирных изделий через границу. Родная гебня в принципе в курсе, но готова закрывать глаза на столь несознательное поведение молодых участников сборной, благо они одни из сильнейших в мире и проигрывают только дружественным "советам" да и то из-за судейства.
С этим и связана одна из лучших сцен фильма, когда после поражения в Москве в раздевалку к венграм приходят советские ватерполисты и начинают на жутком русском языке объяснять соперникам какие они чудаки на букву "м" и вообще в спорте ноль. Мадьяры догадавшись по тону и манерам о характере пожеланий применяют прием психологического айкидо - с улыбками произносят слова "Хрущев", "Сталин", "социализм" вперемешку с родными ругательствами, непонятными русскому уху, и пожимают руки соперников. Вроде все довольны и опешившие от дружелюбия венгров советские спортсмены уже уходят из раздевалки когда им вдогонку звучит мадьярское обозначение лиц нетрадиционной сексуальной ориентации никак не похожее по звучанию на любом европейском языке. Тем не менее один русских резко оборачивается и в изумлении повторив венгерское слово тут же бьет по морде главного героя, что служит сигналом к славной потасовке. Как простой советский паренек мог знать сей образец мадьярской обсценной лексики непонятно. То ли на груди его отца "висела медаль за город Будапешт", то ли сам он был из Воронежа - кто знает, режиссер не удосужился объяснить.
По приезду главного героя вызывают в родные органы, где старый чекист "дядя Ференц" настоятельно просит впредь советским спортсменам морды не бить.
Все бы хорошо, да главный герой всерьез увлекается молодой девушкой Вики, страстно обличающей существующий строй на студенческой сходке в университете, откуда и начинаются все события едва не вырвавшие Венгрию из Варшавского договора.
Тут нас подстерегает самый главный недостаток фильма, а именно актриса Ката Добо.
Убогая актерская игра, уровня Килиана Мёрфи в "Ветре, что колышет вереск". Ни страсти, ни внутренней силы, ни воодушевленности - ничего, ноль. Такая не может заставить мужчину пойти на баррикады, рискуя жизнью себя и своих близких, не говоря уже о том чтобы плюнуть на спортивную карьеру. Более того, я не представляю как эта Викки затащить в постель хоть кого-нибудь, кроме полных задротов.
Ее соратники по революции еще хуже - бледные тени без каких-либо характерных черт, не остающиеся в памяти и на пару минут. Благодаря этому все сцены связанные с восстанием смотрятся скучно. Нет ни сочувствия, ни сопереживаний.
Наоборот самыми яркими становятся персонажи товарищей Сабо по сборной, фактически конформисты, которым наплевать на громкие лозунги о свободе и борьбе со сталинизмом. Избегая вмешиваться в местные разборки между повстанцами и столичной гебней, а потом и советским гарнизоном, они всячески пытаются образумить своего неразумного друга, и фактически спасают ему жизнь.
Кульминацией становится отлично снятый знаменитый на Западе полуфинальный матч Олимпиады в Мельбурне, где спортивное противостояние между венгерской и советской сборной не раз переходила в откровенный мордобой. Тут придраться не к чему - отличные подводные съемки, захватывающая атмосфера, полностью перекрывающая тему восставшего Будапешта, торжество спортивного духа и желание победы.
Click to view