"Персидская армия в войнах с Россией. 1796-1828 гг" Кругов А. В., Нечитайлов М. В.

Jun 01, 2021 17:28




Очень интересное исследование по довольно редкой в российской популярной историографии теме  русско-персидских войн конца 18 - начала 19 веков. Собственно, само название несколько неточно, так как в основе затронута тема неудачных попыток  реформирования классической азиатской армии довольно отсталой страны оказавшейся неготовой к вызовам времени и пытавшейся решить проводить "ускоренную модернизацию" сугубо косметическими мерами.

Уже в первых примечаниях авторы указывают на то, что, для удобства читателей, называют Ираном, или Персией, державу весьма далекую от понимания современного Ирана с господствующим персидским национализмом и культурой. На начало ХIХ века это уже триста лет действующая система власти союза, или "конфедерации" трех десятков племен, в основном азербайджанских, скрепленных идеологией ряда военно-духовных орденов на основе радикального шиизма. Именно эта структура заложенная Исмаилом Хатаи из династии Сефевидов, оказалась настолько удачной что пережила не только своего основателя и два века правления его династии, но и последующее  непрерывное, по настоящему экзистенциальное противостояние с Османской империей.

Даже серьезные кризисы сопровождавшиеся развалом страны и многолетними гражданскими войнами не смогли сломать системы, каждый раз  собираемой заново талантливыми и амбициозными лидерами из тюркской воинской знати основывавшими затем собственные правящие династии Афшаридов и Каджаров, и даже расширявшими границы своих империй.

Столкновение с Россией в конце царствования Екатерины опрокидывает сложившуюся парадигму власти, а начавшаяся русско-персидская война 1804-13 годов фактически ставит крест на традиционном понимании войны правителями династии Каджаров. Их страна, в отличии от пиратских рейдов Разина и экспедиции Петра Первого, впервые сталкивается с европейской военной машиной во всей ее мощи, от организации и вооружения и до логистических связей. Ее превосходство настолько абсолютно по всем параметрам, что заставляет персидский государственный  аппарат спешно и по-настоящему искать помощи иностранных держав, особенно в сфере военного реформирования.
Хаос наполеоновских войн со стремительно меняющимися союзами и системами сдержек приводит к тому, что в стране реформами вооруженных сил попеременно занимаются, то французы, то англичане, немалую роль играют и русские, хотя несколько в необычной роли.

Часто цитируются официальные дипломатические документы и отчеты чиновников-европейцев, наряду с записками и воспоминаниями самих "военных советников", часть из которых было настоящими авантюристами. Особенно едки и обьемны описания английского дипломата и писателя Джеймса Морриера (Морье), автора великолепного плутовского романа "Похождения Хаджи-Бабы из Исфагана" (также цитируемого и здесь), со  точностью указывавшего на пороки архаичной системы управления, повальной коррупции всего общества, в том числе и армии.

Тем не менее, несмотря на присущий им снобизм и подчеркнуто высокомерное отношение к "туземцам", именно британским специалистам удается наиболее удачно реформировать армию, создавая относительно боеспособные и спаянные дисциплиной пехотные полки, создав артиллерию и отчасти даже ракетные части. Другое дело, что сама система не позволяет перейти на качественно новый уровень без ее коренной реформы, а потому даже эти созданные с таким расходом ресурсов и времени подразделения в конечном счете обречены на поражения в войне и на разложение в мирной жизни. Что интересно, сами эти полки создаются,  в основном из азербайджанцев, курдов, белуджей, жителей провинций Гилян и Мазендаран - как и элита прежней армии.

Очень интересна раскрыта тема русского участия в изменениях вооруженных сил Каджаров. Дезертиры, пленные и перебежчики образуют образцово-показательную часть, так называемую "Бехадыран" в дальнейшем использованную в качестве ударной. Командиром ее становится Самсон Макинцев, бывший драгунский вахмистр, сделавший под именем Самсон-хана отличную военную карьеру, дослужившись до генерала. Однако, именно как военных специалистов, исключая нескольких офицеров помогавших в инженерных работах по укреплению ряда крепостей, русских почти не использовали.
Книга богато иллюстрирована рисунками, миниатюрами того времени, много карт сражений и схем крепостей, фотографий оружейных экспонатов из музеев, все dovol'no наглядно и удобно для восприятия.

literature, history, war, literature?

Previous post Next post
Up