Сабж, как и "Мятеж на Эльсиноре", часто приводился в предисловиях к полным собраниям сочинений Джека Лондона как пример творческого кризиса автора. Мол, вот в погоне за деньгами бывший певец трудовой Америки ударился в мистику (в случае со "Скитальцем") и апологию насилия (а это уже "Мятеж"). И посему не надо советским читателям видеть пример духовного угасания таланта, кончившего передозом снотворного спустя пару лет.Я же, ознакомившись с этой, якобы, упадочной прозой, со всей отвественностью соглашусь с Шерлоком - "это абсолютная чепуха".
Да, не самое сильное произведение "парня из Фриско", часть моментов, особенно в логической связке нескольких эпизодов, откровенно слабы, Kроме того есть небольшой уклон в философствование о смысле бытия и прочем вечном, чем позже будет в каждой своей книге блудить Лукьяненко. Но не смотря на это перед нами по настоящему мощная книга, в которой еще есть сильный фирменный стиль Лондона, за что его и читают до сих пор.
Первую часть очень тяжело слушать. Не из-за качества записи, или актерской игры - обе составляющих великолепны. Тут дело именно в психологическом давлении самого материала, где просто гениально отображено последствие одиночного тюремного заключения в карцере подаваемой в горячем и несколько сбивчивом монологе главного героя, бывшего профессора агрономии, получившего пожизненное за убийство в состоянии аффекта.
Жутко отображенa вся степень постепенного помешательства или может духовного просветления, каждый сам выберет, незаурядного и сильного духом человека, лишенного сначала свободы, а затем человеческого общения, находящегося практически в полной темноте тюремного карцера, где вершиной издевательств со стороны администрации является связывание узника в смирительную рубашку сначала на долгие часы, а затем и на вечную череду суток.
Сама смирительная рубашка уже больше никогда не представиться забавным предметом служебного пользования психушек. Нет, это форма пытки которaя, кроме ограничения движения, можeт, за счет еще большего затягивания, превратить заключенного в рыбу выброшенную на берег и тщетно пытающеуюся не задохнуться, так как грудная клетка не может расширяться в прежнем объеме.
Спасение из этого бесконечного ада из боли и удушья приходит со стуком из соседнего карцера, от товарища по несчастью также обреченного на гниение в одиночке. Он заключается в избавлении от физических страданий путем введения себя мысленно в состояние похожее на клиническую смерть. Сам процесс и его этапы свидетельствуют о знакомстве Лондона, видимо через всякие теософские журналы, с практикой йогов. Но описано правдоподобно и ярк, тут надо отдать должное.
Результатом становится путешествие по прошлым жизням начиная Иудеи времен римского владычества и заканчивая штатом Юта времен калифорнийской золотой лихорадки. Часть этих "жизней", особенно иудейская и французская явно слабы, чувствуется неподкованность самого Лондона в этом материале, но все остальное, особенно кровавая история на фронтире и приключения потерпевшего крушение европейского моряка в средневековой Корее (задолго до Клавелла с его переложением истории Адамса) просто великолепны.
Сама инсценировка и исполнение заслуживают самых высоких похвал, особенно отличилось музыкальное сопровождение, заставив вспомнить о саундтреке "Подпольной империи". Данные по которым можно найти именно это исполнение:
Инсценировка - Евгений Невский, Екатерина Петропавловская.
Режиссёр (радио) - Ольга Михеева.
Звукорежиссёр - Антон Никитин.
Исполнители: Наталья Данилова, Вадим Никитин, Валерий Соловьёв.
Год записи: 2005
Длительность: 8 час. 34 мин.