И все-таки предстоящий матч между "Джетс" и "Кольтс" это больше чем просто игра двух хороших команд. Это больше чем игра Давида и Голиафа или фаворита и андердога. Здесь встречаются две или больше философий, поверий, если хотите. Здесь первый парень на деревне будет соревноваться с тем, кто стремится стать лидером в городе. Здесь "Большое яблоко" соревнуется в крутости с маленьким Индианаполисом, который называют лишь столицей любительского спорта в США.
А бывают ли андердоги из Нью-Йорка?
Город это сила. Город это злая сила, как говорил немец в фильме "Брат". Город поглощает в себя и не прощает ошибок. Город, а особенно мегаполис, постоянно жует и выплевывает людей, которые приходят с намерением стать звездой национального масштаба. Это все о Нью-Йорке, хотя в этих словах можно узнать и Москву и любой другой источник зла. Многие, с кем я знаком, мечтают жить где-то за городом, просто потому что они не попали в струю, потому что лучше быть первым на деревне, чем ехать в этот кипящий котел.
Много фильмов снято, много новелл написано, много историй рассказано о "Большом яблоке", которое, тем временем, так притягательно и маняще для любого, кто хочет славы денег и успеха.
В связи с этим и вопрос: бывают ли андердоги из Нью-Йорка в принципе. Можно приводить хоть сколько примеров, как команда в любой лиге выходя в плей-офф преображалась и начинала совсем по-другому позиционировать себя. Вспомним историю, нет далеко в чемпионства "Никс" 70-х, или успехи "Джетс" и "Джайнтс" прошлого века, а еще лучше в успехи "Янкиз" и "Рейнджерс" мы лезть не будем, но давайте о новом, нынешнем веке.
Итак, 1999 год и "Никс", которые залезли в плей-офф с восьмого места на Востоке. "Никс", на которых совсем никто не ставил стали финалистами чемпионата. "Никс", где сломался Патрик Юинг, а команда боролась на зубах с "Сан-Антонио", где лишь выходил на пик карьеры Тим Данкан. Достойное поражение - 2:4 в финале все равно не прибавило любви к баскетболистам.
Дальше, больше. Бейсбол и "Янкиз", которые не могли победить ни разу до 2009 года, также всякий раз становились, если не посмешищем, то предметом для метания критических стрел местного общества, привыкшего к большим деньгам и большим викториям.
И только футбол смог как-то изменить ситуацию в этом направлении. Победа в 2008 году "Джайнтс" с Элаем Мэннингом стала лишь подтверждением этого правила. Не самая сильная команда, из вышедших в плей-офф, которая позиционировалась явным андердогом в противостоянии с "Нью-Инглэндом" вдруг выиграла Супербоул. А вдруг ли? Ту команду гнал вперед город, город, где все они могли прославиться, где Элай Мэннинг кинувший на произвол судьбы "Сан-Диего" мог бы доказать, что-то перед самым высоким судом - судом нью-йоркских болельщиков. И доказал, и принялся, уже в статусе звезды доказывать и дальше, но не срастается пока что.
Именно туда направил свои стопы на драфте гламурный Марк Санчес, выучившийся на падонка в "Университете испорченный детей" - Южной Калифорнии. Его взяли в "Джетс" под первым номером драфта, после того, как из "Джетс", так ничего не доказав "Большому яблоку" тихо уехал Бретт Фарв. Время больших звезд в "Джетс" ушло и ушло безвозвратно. Однако, команде нужна икона, которая пусть и не будет играть хорошо, но на нее можно ходить. Нужно лицо, которое станет торговой маркой для многих товаров. Нужна смазливая рожица, которой вы сможете подтереться, поскольку с ней ваша туалетная бумага.
Где, по-вашему, побывал Санчес, как только приехал в этот город. Кто-то угадал сразу - на телевидении. Марк сразу попал в шоу Джея Лино и Дэвида Леттермана, много пространных интервью с Санчесом опубликовали местные газеты, где журналисты являются большими доками от спорта. Интересно, что и журналисты здесь гламурные. Всего четыре Пулитцеровских премии было вручено спортивным журналистам за всю историю. Трижды ее получали работники нью-йоркских изданий.
Так вот Марк Санчес приехал покорять "Большое яблоко". Пусть многие продвинутые в спорте люди сразу поняли, что это очередной пшик цеха квотербеков, но кто был на всех топовых фотографиях после эпической победы - конечно, он, Марк Санчес: с бородой, как после тяжелых битв, но битвы и впрямь были тяжелыми. Только на сайтах с мнением экспертов или на запредельных спортивных порталах мелькали фигуры Дарелла Ревиса и Томаса Джонса с Шоном Грином. Санчес же, был везде. Пока он в лучах славы. Все забыли невнятный сезон, который провел Марк, где перехватов было больше чем тачдаунов. Он в Нью-Йорке, а городу нужны герои.
В остальных трех лигах герои перед сезоном покупались и покупаются пачками, затем их перемалывает нью-йоркская действительность и болельщики, которые ждут от тааааких людей только побед. А они герои, им подавай команду, которую можно тянуть в плей-офф ли, дальше ли, к финалу ли, они это могут, но когда команда работает на них. Когда героев становится слишком много на квадратный метр, не выдерживают даже животные нервы человека-паука и железного человека, если им предстоит спасать мир в одной упряжке.
Санчес обладает разве что гламурной улыбкой, которая может засветиться на любом постере. Санчес - один из тех парней, который придя в лигу, получил по красивой физиономии и принял решение с подсказки тренера Рекса Райана, работать на команду. Но при этом Санчес все равно остается героем, эдаким постер-боем для неумолимой торсиды болельщиков "Джетс". Обратите внимание, что в самой истории "Джетс" был лишь один великий квотербек - Джо Намат, с которым команда выиграла Супербоул III. Больше суперзвезд цеха здесь не играло. И не говорите про Бумера Эсайсона или Чэда Пеннингтона. Нет, не звезды это, а винтики в стройной системе тренерских игровых книг.
Звездами здесь можно назвать скорее игроков защиты, таких как Джо Клецко, номер которого навечно закреплен в истории "Реактивщиков". Да и это, когда оно было. Сейчас в команде просто нет игроков, которых вы бы вспомнили, вот так навскидку. Остается Санчес, о котором много говорят и много фотографируют. Однако, ведь и он не звезда а, как уже скал выше, лишь постер-бой, чье лицо привлекает на трибуны и представительниц слабого пола. А впереди Рубикон и не для него, а для команды и, где-то, футбольной истории.
Или сейчас, или никогда
На другом краю и на другой чаше весов клуб из столицы любительского спорта, а также он, уставший, любимый и нелюбимый как 50 на 50, своенравный, с птичьим профилем Пэйтон Мэннинг. С виду он больше похож на звезду брит-попа, что-то на вроде Ричарда Эшкрофта или Джарвиса Кокера, такой же взгляд изнеженного наркомана в период творческой эйфории. Но посмотрите на него, когда сквозь маску проглядывают глаза. Эти глаза нельзя спутать ни с чем. Человек с такими глазами может разорвать в клочья любого соперника, но, вместе с тем, у него взор полководца после рекогносцировки, намечающего план на сражение, каждое из которых может быть последним в его жизни.
Вы говорите, что на детях гениев высшие силы отдыхают? Как бы не так. Вся семейка Мэннингов - это история великих побед. Вполне возможно, что у Пэйтона больше таких побед в карьере и не будет. 12 лет он играет в "Индианаполисе" и почти эти годы команда заводится как машина ключом, который есть у Пэйтона - желанием победить. Иначе вряд ли бы эта машина поехала.
Эра Мэннинга в "Индианаполисе" началась ровно с того момента, как Мэннинг пришел в НФЛ в 1988 году. В начале нового века он фактически уволил тренера Дэна Шулу, из-за его высказываний о том, что команда о плей-офф и не мечтает. Не стоит говорить так, когда у тебя в клубе играет фактически тренер.
Команда, которая строилась в Индианаполисе одна из тех, что на века, ну, то есть до завершения карьеры того или иного игрока. Связка Мэннинга и Марвина Харрисона еще долго будет считаться лучшей в лиге. Сейчас главным принимающим в команде является Реджи Уэйн, который рос под Марвином, познав с клубом победы и поражения, вкус шампанского после победного Супербоула-2007 и горечь разочарований после первых своих сезонов бок о бок с Мэннингом.
И все-таки о городе, а может о стране, где Мэннинга любят и чтут, и в матче с "Джетс" у Пэйтона будет гораздо больше болельщиков, нежели чем у выскочки Санчеса. Мэннинг примерный республиканец, который не разделяет взгляды Барака Обамы, считая правительство Буша своим, а МакКейна своим кандидатом. Будучи первым парнем на деревне Мэннинг стал самым коммерчески привлекательным игроком нации. Думаю, просто не стоит говорить о тех фирмах, которые заключили с ним многолетние контракты. Таким компаниям, как и всей Америке не нужны выскочки. Большинству подавай человека, который уже состоялся в деле, которым для Мэннинга является спорт. Подавай сына, который с братом пошел по стопам отца.
А Санчес, а что Санчес. За него будут разве что девчонки, которым нет и 23-х, а также парни, которые хотят считаться бунтарями в своих компаниях. Ну, может букмекеры, которые обязательно что-нибудь, да прознают про этот матч, чтобы изогнуть свою линию.
Но есть злая сила, которая заставит Санчеса и компанию идти до последнего. Сила, которая старается диктовать моду всей стране. Сила, которая вобрала в себя всю коммерческую активность Соединенных Штатов. Если у нее получится на этот раз выиграть, то уже Санчес может занять свое место в пантеоне славных, чтобы и его пережевали, перемололи и, выпив все соки выбросили в одну из деревенских команд, ведь как игрок он далеко не состоялся в этом, первом для себя чемпионате.