На просторах интернетов в очередной раз встретил мнение, что, мол, «церковные посты обоснованы сезонным традиционным питанием». Мол, продукты какие-то заканчиваются, вот и пост начинается; а как появляются, так и пост заканчивается. Слышал такое мнение и раньше IRL.
Что ж, давайте посмотрим.
В Православной церкви есть четыре длительных (в дополнение к еженедельным однодневным постам в среду и пятницу) поста: Великий, Апостольский, Успенский и Рождественский.
Рождественский пост длится с 28 ноября по 7 января, в продуктовой его части исключаются все продукты животного происхождения, кроме рыбы (в большую часть дней), включая молоко и яйца. Любопытно, какие именно продукты животного происхождения заканчиваются к концу ноября и появляются к началу января? Яйца? Молоко? Птица? Мясо? Нет ответа.
Апостольский (или Петров) пост начинается каждый год по-разному, через неделю после празднования Пятидесятницы (Троицы), которая, соответственно, празднуется на пятидесятый день после Пасхи; т.е. в среднем начинается где-то в июне. Заканчивается же Апостольский пост всегда 12 июля. Аналогично, непонятно, недостаток каких продуктов в это время ощущается, плюс неясно, почему каждый год разное время (от полутора месяцев до двух недель).
Успенский пост - две недели в конце августа. Куры перестают нестись? Пятого августа или первого сентября поросенка зарезать можно, а двадцать пятого - никак?
Великий Пост - самый древний, приобретший сорокадневность в третьем веке после Рождества Христова. Начинается (и, соответственно, заканчивается) каждый год в разное время, обычно в апреле или мае. Установлен этот пост в века, когда Православие было распространено в основном в теплых странах Средиземноморья. Какие животные продукты вдруг появляются только к маю? Загадка.