Я очень долго (всю жизнь, собственно) говорила, что вождение автомобиля - это не мое, что на пассажирском кресле я себя прекрасно чувствую, да и вообще проживание в Москве со всеми вытекающими дорожными сложностями никогда не вдохновляло меня на то, чтобы предпринять хоть какие-то шаги в этом направлении. Про экзамены, которые там сдать просто невозможно без доп.оплаты, я даже думать не хотела.
А в Черногории мне очень быстро стало понятно, что машина здесь - это необходимое средство передвижения. Потому что метро нет, а на такси тоже не наездишься. Про местный транспорт у меня был
отдельный пост. К тому же страна маленькая, все вроде недалеко, но без машины не везде удобно добираться.
Короче, вдруг меня накрыло, и я решила научиться водить. Сейчас мне даже страшно представить, насколько я была далека от всей этой темы, это был буквально темный лес для меня - все эти дорожные знаки, переключения скоростей, главные дороги и прочий автомобильный мир. Зато сейчас такое прикольное ощущение - как будто у меня открылись глаза или как будто я попала в параллельное измерение, где все говорят на внезапно понятном мне языке :))
Вдохновляли меня в основном две вещи. Во-первых, многие мои подруги водят машину, причем не просто водят, а по большим городам, не то что наша деревенька. А во-вторых, я думала об американских подростках, которые водят уже чуть ли не с 14-ти лет (поправьте меня, кто знает, со скольки на самом деле) и чувствуют себя за рулем не менее естественно, чем на велосипеде.
В общем, я подумала, что если блондинки подруги могут, подростки могут, то и я могла бы попробовать :)) Для начала добрые друзья снабдили меня российскими ПДД и тестами. Чтобы в целом, так сказать, представить картину. ПДД я помусолила летом, тесты только начала. А потом записалась в автошколу. В черногорскую, да. И теперь хочу рассказать
все, что со мной по этому поводу случилось.
Вообще система тут такая: ты оплачиваешь обучение (что-то около 250-270 евро, не помню точно), в эту сумму входит 7 занятий по теории и 30 академических часов вождения. Экзамены (теоретический, который сдается после прохождения обучения на этих семи занятиях, и практический, который сдается, соответственно, когда затем отзанимаешься эти обязательные часы) оплачиваются отдельно, по 25 евро каждый. Кроме того, для допуска к теоретическому экзамену необходимо получить медицинскую справку в определенной поликлинике (Дом здравля на Старом Аэродроме), цена которой - 43 евро. Выглядит она вот так:
Врачей проходишь очень номинально, фактически галопом по европам: психолог, психиатр, офтальмолог, кровь на сахар, давление, терапевт.
Еще есть интересный нюанс. Практически все ученики автошколы «прикреплены» к своим инструкторам, то есть каждый из нас был «чей-то» :)) Как я поняла, в основном люди приходят не просто в автошколу, а имено к знакомым знакомых, как это получилось и у меня. Мы обратились к инструктору, который научил вождению Горана, его сестру, а также тучу разных друзей и родственников, Горан связывался по всем вопросам напрямую с ним, деньги передавал ему и т.п. Он же перед началом обучения выдал мне видавшую виды книжку и еще более древние и потрепанные тесты с правильными ответами. Собственно, черногорских ПДД я так за все это время ни разу в глаза и не видела. Всю информацию почерпнула из вот этих самых теоретических занятий и самих тестов. Книжка была вот такая, очень красочная:
А тесты были вот такие:
Вот мой любимый перекресток со знаком, привезенным, видимо, из Англии ;))
Тесты состояли из нескольких частей: различные дорожные ситуации в картинках, вопросы по правилам без картинок, сигналы регулировщика и светофора, дорожные знаки, порядок проезда на перекрестках (в картинках), устройство автомобиля и первая помощь на дороге.
Занятия были каждый день по 1,5 часа, преподаватель нам достался очень прикольный. Он расказывал довольно толково, все казалось логичным и простым. К тому же у него такая забавная манера изложения, полная разных шуток-прибауток. Ну, типа анекдота про то, что знака «дорожные работы» в Черногории не существует ;)) А на самом деле в ЧГ нет ни одного разводного моста и пока ни одной автомагистрали. Только собираются их построить, но для этого же нужны «дорожные работы»... ;)) Еще в стране практически нет подземных и надземных переходов, он так забавно рассказывал про какой-то подземный переход, где прямо целый город - магазинчики и всякое такое, народ слушал с открытыми ртами ;))) Отдельной полосы для общественного транспорта здесь тоже днем с огнем не найдешь, также как и троллейбусов и трамваев.
В общем, я отлично пополнила сербский словарный запас на этих занятиях :)) Экзамен по теории сдала без единой ошибки, чем страшно горжусь :)) Хотя, с учетом того, что у нас были сами тесты и при этом количество вопросов не такое уж огромное, я не очень понимаю, как народ ухитрялся приходить на этот экзамен уже по пятому разу и набирать при этом 38 баллов из 70 (чтобы сдать, нужно набрать 60). Хотя, если учесть, что ни один из учеников школы не удосужился даже принести на занятия тетрадку и ручку, наверное, это не так уж и удивительно. А я бы записывала, даже если бы все было на русском - я так лучше запоминаю.
В тестах 4 листа, дается по 15 минут на решение каждого, то есть 1 час на все. Этого более, чем достаточно. Если честно, по сравнению с русскими тестами черногорские показались мне полной легкотней, хотя бы даже по несравнимо меньшему количеству вопросов в принципе.
На экзамене познакомились с товарищем, который рассказал, что уже много лет водит машину без прав, но поскольку раньше он жил в Которе, где его все (полицейские) знали, там права ему были особо не нужны. А сейчас он переехал жить в Подгорицу, поэтому придется сдавать все экзамены и получать-таки права. Это к слову о местечковости и кумовстве в Черногории.
Ох, что-то много получилось. Пожалуй, про уроки вождения, экзамен и собственно получение прав я расскажу в
следующем посте.