Вот я всегда не любила свое имя. Оно настолько распространено в России, что в любой компании, где я оказывалась, обычно помимо меня имелась в наличии еще как минимум одна, а то и две-три-четыре Лены. Но была мне от моего имени и польза: при переезде его международность сослужила мне добрую службу, оно оказалось простым и понятным для жителей другой страны.
Однако уменьшительно-ласкательный вариант у имени Елена здесь совсем другой. Тут ко мне обращаются Ецо или Ецка (когда я первый раз услышала это, была страшно возмущена, что еще за «яйцо»!). Есть здесь и другие знакомые русскому уху имена, например, Сергей, Лидия, Тамара, Ксения, Наташа, Таня (два последних - это полный вариант). А уменьшительно-ласкательные у них, как правило, совсем не такие, как у нас, к примеру, Светлана - Цеца, Валентина - Ваня, Иван - Иво, Александр - Ацо.
Кстати, с именами тут вообще интересная история.
Часто имя, которым человека называют окружающие, не имеет ничего общего с его настоящим именем. И это даже не уменьшительно-ласкательные, это как бы прозвища, что ли. Например, брата моего мужа абсолютно все зовут Бато, однако у него совершенно другое имя, и говорит он его только при серьезных знакомствах. Ну, типа знакомства с моей мамой ;)) В этом есть что-то от язычества, как будто человек прячется от злых чар за ненастоящим именем.
И, кстати, Бато (или Бата) - это довольно-таки распространенный вариант, и в отличие от других странных прозвищ, у него хотя бы есть значение - «братишка». Так вот, за ним могут скрываться и Милош, и Драган, и Марко. А могут даже Миливой или Гойко. Такая же история и с женским Сека («сестренка»). Так могут называть, к примеру, Сандру или Дияну. Они первые пришли мне на ум, потому что очень распространены у нас, несмотря на свое неславянское звучание.
Принцип присвоения этих прозвищ является для меня загадкой, насколько я поняла, обычно ребенка уже с детства начинают называть как-нибудь типа Гага, Дики, Мика, Вуле, Лале или Коле, а иногда даже и просто другим именем. Вот, например,
voljena, которая живет в Сербии, рассказала, что их сербского дедушку Мишко на самом деле зовут Славолюб, а соседка Сузица потребовала больше так ее не называть, а величать Сузаной. То есть тема изменения собственного имени здесь широко распространена, и это был мой шанс, я могла "переименоваться" в глазах общественности в период знакомства с толпой новых родственников ;)) Однако я его упустила. Ну и ладно, все равно самое прикольное имя, ныне возглавляющее мой хит-парад сербских имен, я узнала только пока готовила этот пост. Итак, та-дам! теперь мое любимое имя - Вечеринка! ;))) Вот только представьте, как было бы круто, если бы меня звали Вечеринка?? ;)))
Ладно, скажу вам правду, Горан говорит, что никогда такого имени не слышал. Но вот в этом
списке оно есть. Так что я ничего не придумала.
Еще хотелось бы понять, где логика? Вот, например, Милица - это женское имя, но при этом Новица - мужское! Кстати, Милица - это полное имя Милы Йовович, ведь ее папа - черногорец ;)) Или вот у нас есть родственники Милоня и Драгица, слабО определить, кто из них мужчина, а кто - женщина? ;)) Драгица - это женщина. А вот Добрица при этом - мужчина! :)) Из этой же серии сказка про Ивицу и Марицу (угадайте, кто мальчик, а кто - девочка?), это сербская версия сказки братьев Гримм про Гензель и Гретель, которые были оставлены в лесу и попали в пряничный домик злой ведьмы.
Часто встречаются парные имена, как бы мужской и женский вариант, вот несколько примеров (читать с ударением на первый слог):
Давор-Даворка, Иван-Ивана, Боян-Бояна, Йован-Йована, Драган-Драгана, Милян-Миляна, Славко-Славка, Стоян-Стояна, Неделько-Неделька ;))
А еще я помню, как моя самая первая преподавательница по сербскому возмущалась тем, что детей в одной семье могут назвать Желько и Ненад, ну, типа один ребенок - желанный, а второй - не особо. До сих пор для меня загадка, почему она нам такое рассказала (может, пошутила, тогда-то мы были еще ни в зуб ногой), ведь «не надо» по-сербски будет звучать как «не треба». А имя Ненад в действительности произошло от основы «ненадан», то есть родители уж и не надеялись, а тут он!