Проекты расширения Публичной библиотеки в XX веке

Apr 13, 2013 17:22

- Аллё! Прачечная?!
- Хуячечная! Это Институт культуры!

10 лет назад, 12 апреля 2003 года, было торжественно открыто новое здание Российской Национальной Бибилиотеки на Московском проспекте. В связи с этим своеобразным юбилеем предлагаю небольшой обзор проектов расширения библиотеки в 20 веке.




Самое первое здание Публичной библиотеки было построено на углу Невского и Садовой в 1796-1801 гг по проекту Е. Т. Соколова. В течении последующих ста лет библиотека получила логичные приращения за счет строительства на соседних участках: корпус Росси на площади Александринского театра (1832 г); корпус Собольщикова во дворе корпуса Росси (1860-1862 г); корпус Воротилова (1896-1901).

Проект корпуса Соколова:




Однако фонды библиотеки и масштабы ее деятельности непрерывно возрастали, уже к революции ощущалась острая нехватка помещений. В 1922 году газета «Известия» сообщала:

«(...) Немало пользы принесла Октябрьская революция Публичной библиотеке. За последние несколько лет ряды ее пополнились ценными собраниями книг: библиотекой растрелянного профессора Бориса Никольского в 80 000 томов на всех языках, но преимущественно юридического содержания; несколькими тысячами книг Алексея Суворина...»

Как видно из приведенного отрывка, после революции библиотека не только продолжала пополняться новыми изданиями, но и открыла для себя подлинно новаторские методы расширения фондов. Несмотря на то что производственные площади несколько расширились за счет передачи в 1918 г. соседнего здания на Садовой ул., 18 и присоединения ряда крупных библиотек в виде филиалов, к середине 20-х годов нехватка помещений стала критической: стало просто негде хранить новые поступления.

В начале 1927 года комиссия Ленинградского Губисполкома приняла решение о строительстве новых корпусов для Публичной библиотеки. Заведующий Ленинградскими реставрационными мастерскими архитектор Александр Петрович Удаленков выполнил расчеты необходимых площадей, на их основе в августе приняли решение об отводе участков. Как и прежде предполагалось, что библиотека будет расширяться на своей исторической площадке - между Садовой улицей и Толмазовым переулком (ныне - Крылова). Была разработана программа конкурса, которая включала в себя не только строительство нового книгохранилища на 8 млн томов и читального зала на 800 мест, но также полную реконструкцию старых корпусов. Конкурс был заказной, к участию в привлекли А.П. Удаленкова, В.А. Щуко, А.С. Никольского.

Удаленков предложил реконструировать старые корпуса под читальные залы, а в глубине участка выстроить современные девятиэтажные книгохранилища. Проект новых корпусов со стороны Садовой носил ретроспективный характер.

Щуко в своем проекте предложил устроить читальные залы в новых корпусах по Садовой, а всю площадь участка равномерно застроить корпусами книгохранилища, оставив лишь небольшие дворы-колодцы. Центром нового комплекса становился угол Садовой и Толмазова переулка, где предполагалось воздвигнуть ротонду хранилища манускриптов и старопечатных книг; из дугового проезда, отделяющего ротонду от основных корпусов, предполагалось сделать главный вход в комплекс. Так же, как и проект Удаленкова, проект Щуко был выполнен в классических формах, а ротонда и вовсе повторяла архитектуру углового корпуса Соколова.

Проект Щуко. Главный вход со стороны Садовой:




Проект Никольского был наиболее радикальным из всех. Над двухэтажным глухим объемом книгохранилища, который должен был занять всю площадь вновь застраиваемого участка, возвышался огромный цилиндр читального зала. Вход в комплекс предполагался там же, где он находится и сейчас - из корпуса Воротилова. Входную зону и новый читальный зал связывала монументальная лестница. Кафедра основного фонда располагалась в центре читального зала и была связана с книгохранилищем вертикальными коммуникациями.

Проект Никольского. Разрез от площади Островского к Садовой:




В одной из своих работ, посвященных освещению помещений, Никольский писал:

«(...) В моем проекте Ленинградской Публичной библиотеки для книгохранилища не предусмотрено вовсе никакого естественного света, потому что все существующие библиотечные здания убедили меня в том, что помещения, заставленные книжными стеллажами, никоим образом не могут быть в достаточной мере обеспечены естественным освещением, а для целей проветривания окон, конечно, абсолютно недостаточно. Таким образом удается выгадать свет для читального зала, где он необходим.»

Проект Никольского. Интерьер читального зала:




Убежденный функционалист, Никольский намеренно проигнорировал градостроительный контекст и единственный из конкурсантов предложил откровенно конструктивистский проект. С технической точки зрения проект был безупречным и значительно предвосхитил реальную практику библиотечного строительства.

Проект Никольского. Вид на угол Садовой и Толмазова переулка:




На заседании специальной комиссии «относительно лучшими» были признаны проекты Щуко и Никольского, более слабым - Удаленкова; было принято решение о разработке проекта, объединяющего лучшие наработки каждого участника. Строительство стоимостью 12 млн рублей предполагалось осуществить уже в 1930-31 гг и при библиотеке было даже создано специальное проектное бюро, но на этом все и закончилось: все средства Наркомата просвещения уходили на строительство Государственной библиотеки имени Ленина в Москве, а начавшийся с первыми пятилетками затяжной экономический кризис не оставлял надежды на столь масштабное строительство в будущем. «У Публичной библиотеки нет даже места для размещения ящиков с каталогами», - констатировала «Красная газета» в сентябре 1929 года.

В конце концов, дабы библиотека не задохнулась под массой книг, пришли решению о распределении фондов по различным площадкам: библиотеке выделили несколько зданий на Обводном канале, здание б. Екатерининского института на Фонтанке. Более дешевое, решение о распределении фондов плохо сказалось на качестве обслуживания читателей...

К концу 70-х годов Государственная публичная библиотека имела около 23 миллионов единиц хранения и была разбросана по 14-ти различным адресам. Эта ситуация вновь заставила вернуться к вопросу о строительстве нового здания, которое вобрало бы в себя самые современные (и пользующиеся наибольшим спросом) издания.

Принципиальное решение «о строительстве Нового книгохранилища с читальными залами для Государственной публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина» было принято в феврале 1973 года на уровне Совета Министров СССР.

В 1974-1975 гг по заданию главного архитектора Булдакова в масерской Генерального плана «ЛенНИИпроекта» было разработано четыре варианта развития Публичной библиотеки: строительство и реконструкция на основной площадке, с использованием прилегающих к историческому комплексу зданий; то же, плюс территории к западу от пер. Крылова; строительство новых корпусов на Васильевском острове у пересечения Смоленки и Морской набережной; строительство корпуса на Московском проспекте у станции метро «Парк Победы».

Вариант с развитием библиотеки на своей исторической площадке в смысле обслуживания посетителей был, конечно, лучше, но, во-первых, для достижения заданной вместимости необходимо было создавать подземные книгохранилища, что делало проект очень дорогим; во-вторых, пользователи земельных участков (Суворовское училище, например) не спешили расставаться с обжитыми территориями.

Сюжет о размещении новых корпусов на Васильевском острове возник на почве популярной в то время идеи «Морского фасада» Ленинграда; предполагалось, что эспланада Морской набережной станет новым общественным центром города, а ленинградцы сломя голову понесутся туда, чтобы насладиться видами залива и подышать чистыми воздухами. Собственно, кроме чистых воздухов и видов залива здесь ничего и не было: застройщики не очень-то стремились в эту глушь. Разместить библиотечные корпуса предполагалось там, где Морская набережная пересекает Смоленку. Согласно генплану, на этом учаске предполагалось возвести здание высотой 150-170 м. Соблазн втиснуть туда хоть какое-нибудь крупное общественное сооружение был велик, но, к сожалению, небоскреб не очень-то подходил нуждам библиотеки из-за значительной площади вертикальных коммуникаций и вынужденной атомарности отделов...

Эскиз Н.В. Баранова к проекту развития приморских территорий:




Вариант с размещением нового книгохранилища на Московском проспекте в полосе отвода неосуществленного Нового обводного канала не имел существенных недостатков (кроме того факта, что утопичный проект прокладки канала навсегда уходил в сферу несбыточного).

Макет здания библиотеки на Московском проспекте:




В 1978 году начинается рабочее проектирование нового корпуса Публичной библиотеки на этом участке. В проектировании принимали участие архитекторы В.Н. Щербин, Л.К. Варшавская, М.Е. Кисельгоф и инженер Л.В. Трусов. Дадим слово авторам:

«<...> Мы исходили из того, что здание станет одним из крупнейших центров науки и культуры. Важна и градостроительная ситуация: ведь корпус будет восприниматься с городских магистралей с оживленным движением в окружении нерядовой застройки. Поэтому фасады решены в парадном, монументальном характере, особенно главный, обращенный к проспекту. Отсюда будет осуществляться вход в библиотеку. Своеобразным шлюзом между городской средой и специфической обстановкой библиотеки будет большой круглый двор, обстроенный колоннадой, которая придает главному фасаду определенно выраженную пластику. Северный и южный фасады поддерживают эту тему объемно-пространственной композиции - здесь протяженный корпус расчленен закругленными объемами залов, группирующихся вокруг внутренних световых двориков. Подобный прием, кроме придания единства архитектуре комплекса, позволяет обеспечить необходимое освещение интерьеров и звукоизоляцию помещений.»






Здание было запроектировано на свайном фундаменте таким образом, чтобы можно было осуществить строительство в 2 очереди: первая очередь включила зоны обслуживания посетителей и часть объема книгохранилища (10 млн томов), вторая очередь - оставшаяся часть книгохранилища (еще 10 млн томов) и большая часть служебных помещений. В процессе строительства здание было разделено глухой бетонной «переборкой» по всей высоте девятиэтажного книгохранилища.

План и разрез здания на Московском проспекте:







Для сообщения между экспедицией, фондами и кафедрой были запроектированы две пневматические системы: транспортная система обмена книг с автоматической адресацией и пневмопочта для передачи читательских требований (систему транспортировки книг из 24 приемо-отправочных станций производитель сегодня называет «крупнейшей в мире»). Книгохранилище разделено на герметичные отсеки, в которых установлены системы газового пожаротушения.

Приемо-отправочная станция и контейнер с книгами:






На этапе проектирования предполагалось, что в новом корпусе будет храниться лишь литература, изданная после 1975 года, но читателям в особых опломбированных контейнерах автотранспортом будут по требованию доставляться книги и из главного здания.

Собственно архитектурное решение весьма привлекательно. Главный фасад - необычное для 70-х гг решение монументального образа в классических формах. Библиотека весьма выигрывает в сравнении с громоздкими пафосными декорациями 30-х годов вроде Дома Советов или «Союзпушнины». Кабы не гламурная отделка белым доломитом, здание вполне вписалось бы в неоклассический ансамбль Московского проспекта (если, конечно, предположить, что такой ансамбль действительно существует). Примечательно, что авторы заигрывают и с образами классического Петербурга: так, пандусы с характерными шарами напоминают композицию стрелки Васильевского острова. Заметны и некоторые рецидивы «синтеза искусств»: аляповатые скульптуры при входе в комплекс, выполненные по моделям Б. А. Свиньина, забавные мозаики в атриуме, выполненные под руководством Главного художника Петербурга И. Г. Уралова. Внутри скромно, но чистенько... Обращает на себя внимание перекрытие атриума из световых пирамидок, разработанное ЛенЗНИИЭПом.

Атриум нового здания на Московском проспекте в проекте:




Фонтаны перед библиотекой с виду ничем не примечательны, но в одном из источников приводится интересная информация, что, дескать, фонтаны - часть библиотечной системы кондиционирования воздуха и в них циркулирует вода из контура охлаждения чиллеров. Звучит довольно фантастически: вряд ли подобная система целесообразна.

Строительство началось в 1986 году. Первую очередь планировали завершить в 1992 году, но в начале 90-х годов стройка скисла; об окончании строительства было объявлено только в 1998 году, реально здание было сдано в 1999, а торжественное открытие нового корпуса произошло еще через четыре года. Вторую очередь книгохранилища строят до сих пор...

«Публичная библиотека глазами современников (1917-1929)», Ц. И. Грин
«И зодчества краса в создании их зрима...» : архитектура и архитекторы Российской национальной библиотеки», О.С. Острой
«Архитектура советского авангарда», С.О. Хан-Магомедов
«Главный архитектор Ленинграда Николай Баранов: творческий путь и судьба»,  Н.Н. Баранов, В.Г. Исаченко
«Хранилище книжных сокровищ» Л.К. Варшавская, В.Н. Щербин «Ленинградская панорама» №1 1985 г.
Previous post Next post
Up