Каждые сто лет.

Dec 26, 2022 17:04

Этот странный год я начала и заканчиваю чтением параллельных историй про сто лет назад и сейчас. Первая книга, читанная в январе, называлась "100 лет изгнания: в поисках России моего отца", и я про нее уже 1000 раз написала. Купила я ее удивительным образом. Был очень морозный январский день. Я привезла Диану на региональный этап по литературе, и оказалось, что я должна стать затворницей в школе на все время этапа. Я собиралась ждать Диану, и взяла с собой компьютер, чтобы работать. Но по закону жанра, он оказался разряжен. Спустя час сидения в душном спортзале упросила выпустить меня за кофе, пообещав вернуться за полчаса. В первую очередь мне нужен был не кофе, а чтиво. Книгу то я не взяла, чтобы не отвлекаться от работы.

В промежутке между проспектом 60-летия Октября и ул.Вавилова совершенно никаких печатно-книжно-издательских заведений, даже киоска Союзпечать. При этом сильный мороз, на котором садится телефон, и ремонт дороги повсюду. По яндекс-картам внезапно обнаружила магазин Росспэн и устремилась туда. Магазином оказался Институт археологии РАН, и действительно, перед проходной за стеклянной дверью малюсенький киоск с книгами. Пока ждала открытия, полюбовалась на ученых в вязаных жилетках, которые спустились к кофе-киоску на проходной.
Книги в этом киоске были сплошь историко-научно-военно-политического содержания, мне же история интересна исключительно через жизнь и ощущения людей. И я нашла там и купила две книги. Вот эти "100 лет" и "Странники поневоле: Воспоминания Елизаветы Родзянко, Марии Муравьевой, Ольги Толстой".

Первую прочитала залпом. Про русскую корнями, американку Татьяну Романову, собравшую по крупицам историю семьи, бежавшей сто лет назад из России от ужасов гражданской войны. Татьяна скрупулезно записала воспоминания всех родственников, подкрепила архивными данными. Особо ценным было воспоминание о крепком крестьянском доме, как он выглядел, как был расположен, это помнил дядя, которому в момент побега было около 7-10 лет, они зарисовали эти воспоминания в виде примитивной карты. Татьяна дважды съездила в Россию с промежутком в 20 лет, нашла и дом в станице, и пристань в Крыму, откуда ушел последний пароход в эмиграцию. На тот момент я уже делала попытки изучать своих предков, мне было очень близко описание в книге.

Вторую, купленную тогда книгу, я так и не начала читать. Сначала начались ужасы новой войны, а потом свежие иммигранты русские начали так яростно плевать в сторону оставшихся, что мне не хотелось читать и эмигрантские истории, пусть и столетней давности.
Я принимаю на свой счет, да.
Сейчас обвинения поутихли, правда именно сегодня, то есть вчера, свеженькие в жж, но я отращиваю шкуру.
А книгу думаю прочту на этих каникулах.

Под конец этого странного года я снова читаю про 100 лет назад в дневниковом формате, называется "Каждые сто лет. Роман с дневником" Анна Матвеева. Мне еще 30% впереди, и наверное она будет последней прочитанной в этом году книгой. Дневник сначала девочки, взрослеющей вместе с читателем, с 198. какого-то года, и параллельно дневник девочки, также взрослеющей, но начиная с конца 19 века. Местами слишком уж безнадеги много в текущей жизни главной героини, и пока не знаю, чем закончится. Но в целом мне нравится, я окунаюсь в прошлое, представляю там и своих предков, а что они делали в те же дни, и так чуднО это переплетается в моей голове, что снова хочется, чтобы книга длилась бесконечно.

Если знаете интересные биографические, или похожие на биографические книги про 100-150 лет назад, буду признательна за рекомендацию.

история, книги

Previous post Next post
Up