“BusinessWeek”, США - 14 ноября 2011 г.
"Jibril Turns Against Foreign Powers That Aided Qaddafi Overthrow"
Бывший ливийский оппозиционный премьер-министр Махмуд Джибриль ездил по всему миру, чтобы собрать иностранных сторонников для свержения Муаммара Каддафи. Теперь же он смотрит на эти союзнические страны с подозрением.
Пока Ливия проходит этап после Каддафи и готовится к демократическим выборам, получивший образование в США бывший профессор считает, что союзник Катар вмешивается во внутреннюю политику, поддерживая известного исламиста. У него также есть "подозрение", что Каддафи был "убит по просьбе некой иностранной державы", которая хотела, чтобы диктатор "замолчал навсегда".
Джибриль назвал Катар, самое напористое арабское государство в борьбе за свержение Каддафи, "самым очевидным" примером иностранного вмешательства. Катар обучал и снабжал бойцов восстания оружием, обеспечивал гуманитарную помощь и предоставил как минимум 100 миллионов долларов в виде займов, а его самолёты помогали поддерживать введённую ООН бесполётную зону.
Бывший террорист
Это государство Персидского залива оказывает поддержку Абдель Хакиму Бельхаджу, опытному бойцу-антикаддафисту, который возглавляет Военный совет Триполи. Бельхадж, самая влиятельная военная фигура в Ливии сегодня, является бывшим главой Ливийской исламской боевой группы, внесённой США в список террористических организаций, он присоединился к Талибану после 11 сентября (2001 г.). Он был схвачен и удерживался Центральным разведывательным управлением США в 2004 году, а затем был отправлен в Ливию, где он провёл семь лет в тюрьме до своего освобождения в 2010 году.
"Данные на местах говорят - да, его поддерживает Катар", - сказал Джибриль.
Когда его спросили о его мотивировке подать в отставку 23 октября, Джибриль ответил, что он просто исполнил обязательство уйти, как только режим падёт. Его преемником стал Абдеррахим Эль-Кейб, инженер, обучавшийся и преподававший в США.
Джибриль дал понять, что раздоры между вооружёнными группировками, которые сражались, чтобы свергнуть старый режим, также сыграли свою роль.
"Раньше у нас была одна цель, ливийцы были одной рукой", - сказал Джибриль. "После освобождения, понимаете, всё совершенно изменилось".
Ливийцы начали соперничать друг с другом и в результате страна расколота, сказал он.
Легитимность
"У нас два типа легитимности: официальная легитимность, представляемая Национальным переходным советом и его правительством, и реальная легитимность на местах, представляемая теми людьми, у которых есть оружие в руках", - сказал он. Для изменения этого потребуется некоторое время, добавил он.
Джибриль выразил озабоченность по поводу направления, в котором движется недавно освобождённая страна, где полувоенные группировки отказываются сложить оружие и не прекращаются убийства из мести представителей племени Каддафи.
"Мы всё ещё находимся в запале", - сказал Джибриль.
В отсутствие политических партий и правил, которые бы регулировали взаимоотношения между группировками, может случиться, что угодно, сказал Джибриль, добавив - "это очень опасно".
По существующим планам, ливийцы изберут комитет для обеспечения контроля за написанием новой конституции в течение восьми месяцев. За этим последует референдум и выборы президента и законодательной власти.
"Я думаю, что это очень длинный этап", - сказал Джибриль, выступающий за более короткий период перед выборами. "Я не очень доволен этим политическим вакуумом".
На вопрос о его политическом будущем Джибриль ответил, что его следующей ролью, возможно, будет роль наставника "молодых мужчин и женщин", которые хотят помочь в определении будущего Ливии.
http://perevodika.ru/articles/20074.html