"Демократия" по-ливийски: два года без Каддафи

Feb 18, 2013 12:38



Андрей Смирнов | Голос России

Акциями протеста встречают жители Ливии вторую годовщину начала гражданской войны. Большинство ливийцев считают, что после свержения Муаммара Каддафи новые власти так и не смогли обеспечить их безопасность. Более того, страна до сих пор живет без конституции

Восстание в Ливии началось 17 февраля 2011 года. Однако отмечать годовщину начнут 15-го числа. В аэропортах страны в эти дни будут приняты усиленные меры безопасности. Авиакомпании Lufthansa и Austrian Airlines отменили все рейсы в Ливию, сославшись на "неспокойную обстановку". Посольства разных государств и миссия ООН в Ливии в дни празднований также усилят охрану своих офисов и блокируют входы в здания. Власти также объявили об усилении безопасности в Бенгази, где 11 сентября прошлого года были убиты сотрудники американского посольства, и в Триполи, где несколькими днями позже демонстранты ворвались в посольство США. Тем не менее в конце января Германия, Франция и другие страны призвали своих граждан немедленно покинуть Бенгази в связи с высокой вероятностью террористических атак.

Все это, конечно, не способствует популярности новых ливийских властей. Жители страны - особенно на востоке - возмущены их бездействием, а также тем, что государство до сих пор не имеет своей конституции. Недовольство рядовых ливийцев понятно: на приграничных территориях, которые при Каддафи жестко контролировались, царят безвластие, анархия и разорение. К обычному потоку террористов и «искателей приключений» сегодня добавились разрозненные группировки джихадистов, выбитых из Мали. Так что "демократия", которую так упорно навязывал Ливии Запад, пока больше напоминает средневековье, отмечает директор Каирского центра стратегических исследований Рифаат Сайед Ахмед:

"Удары натовских войск не только отбросили процветавшую, сильную по африканским масштабам страну в средневековье, но и ввергли ее в гражданскую войну. По сути, вооруженная западная сила утвердила на ливийской земле угодный ей правящий режим, который народным никак не назовешь, ибо он не в состоянии удержать страну от раскола по конфессиональным и племенным признакам. Ливийские нефть и газ - цитирую одну из программ французского телевидения - «вот главная цель броска доблестных воинов Северного альянса во благо избавления простых ливийцев от диктатуры полковника».

Надо сказать, что едва ли кого-то удивляет такое положение Ливии. Аналитики предсказывали подобное развитие ситуации еще до начала западной операции против Каддафи, напоминает политолог Станислав Тарасов.

"Такие прогнозы делали не только российские, но и западные политологи. Ливия фрагментирована, в перспективе там может быть два или даже три государства. Сейчас даже между отдельными регионами установлены пограничные зоны. Все происходит по клановому признаку. В таких условиях попытки так называемого центра ввести какое-то общее законодательство, конституцию не приведут к успеху. Дело в том, что Каддафи имел свой стиль правления, он находил консенсус между кланами и племенами, поддерживал определенный баланс. В настоящий момент власть в Ливии принадлежит только одной из группировок. А Запад, который инициировал "арабскую весну" в Ливии, кроме силовых аргументов ничего предложить не может".

Что же касается ближайшей перспективы, то о какой-либо стабилизации говорить не приходится. Ведь Ливия продолжает служить своего рода запалом для процессов, которые сейчас происходят в Северной Африке, уверен эксперт Центра арабских исследований Борис Долгов:

"Мы наблюдаем распространение радикального исламизма - это видно на примере Мали, на примере Алжира. В свою очередь, события в Мали связаны с событиями в Ливии. Во времена Каддафи шла серьезная борьба с радикальным исламизмом, режим удерживал ситуацию под контролем. Более 600 исламистов находились в тюрьмах. После свержения Каддафи все они оказались на свободе, в радикальных группировках, которые действуют в том числе и в Мали. Это, конечно, не способствует безопасности, стабилизации ситуации".

Арабские политологи называют сегодняшнюю Ливию "территорией абсолютного беззакония". О национальном примирении нет и речи, а в таком этнически пестром образовании это обстоятельство чрезвычайно опасно. Более всего страна напоминает экспертам пороховую бочку, к которой уже поднесен пылающий факел.
Источник

неоколониализм, нато фашизм, ливия, новости

Previous post Next post
Up