Директор "Сирийской обсерватории прав человека" Рами Абдельрахман говорит по телефону в своём доме в Ковентри, 6 декабря 2011 г.
Фотография: Рейтер
В Сирии разворачивается кошмар, в домах аль-Хефа и на улицах Хула. И мы все знаем, как эта история заканчивается: тысячи убитых солдат и гражданских лиц, разрушенные города и семьи, а президент Асад забит до смерти в канаве.
Это - история сирийской войны, но есть и другая история, которую следует рассказать. Это менее кровавый рассказ, но тем не менее важный. Это история о рассказчиках историй: представителях, "экспертах по Сирии", "демократических активистах". Делателях заявлений. Людях, которые "требуют", "предупреждают" и "призывают к действиям".
Это история о некоторых из наиболее цитируемых членах сирийской оппозиции и их связях с англо-американским бизнесом создания оппозиции. Ведущие СМИ в целом необыкновенно пассивны, когда речь заходит о сирийских источниках: их объявляют просто "официальными представителями" или "продемократическими борцами", в большинстве случаев не изучая их заявления, их квалификацию или их политические связи.
Важно подчеркнуть следующее: изучать прошлое сирийского представителя не значит сомневаться в его искренности или его или её несогласии с Асадом. Но страстная ненависть к режиму Асада не является гарантией независимости. И действительно, ряд ключевых фигур в движении сирийской оппозиции являются давнишними эмигрантами, которые получали финансирование от правительства США для ослабления правительства Асада задолго до того, как случилась арабская весна.
И хотя свержение Асада силой пока не является объявленной политикой правительства США, эти представители являются активными сторонниками военной интервенции в Сирии и тем самым естественными союзниками хорошо известных американских неоконсерваторов, которые поддержали вторжение Буша в Ирак, а теперь давят на администрацию Обамы, чтобы она провела интервенцию. Как мы увидим, несколько человек из числа этих представителей нашли поддержку, а в некоторых случаях имеют давние и прибыльные отношения со сторонниками военной интервенции, находящимися по обеим сторонам Атлантики.
"Песок убегает из песочных часов", - сказала Хилари Клинтон в воскресенье. Поэтому в связи с тем, что боевые действия в Сирии усиливаются, а российские военные корабли направляются в Тартус, самое время изучить поближе тех, кто выступает от имени сирийского народа.
Сирийский национальный совет
Самыми цитируемыми представителями оппозиции являются официальные представители Сирийского национального совета. СНС является не только сирийской оппозиционной группой - но и в общем признан как "главная оппозиционная коалиция" (Би-би-си). "Вашингтон Таймс" описывает его как "зонтичную группу, объединяющую соперничающие группировки за пределами Сирии". СНС, безусловно, является оппозиционной группой, у которой самые тесные отношения с западными державами - и он призывает к иностранной интервенции, начиная с самых ранних этапов восстания. В феврале этого года на открытии саммита "Друзей Сирии" в Тунисе Уильям Хейг заявил: "Я проведу встречи с лидерами Сирийского национального совета через несколько минут ... Мы, наряду с другими странами, будем теперь относиться к ним и признаём их как легитимных представителей сирийского народа".
Самым высокопоставленным из официальных представителей СНС является базирующаяся в Париже сирийская преподавательница Басма Кодмани.
Басма Кодмани
Басма Кодмани из Сирийского национального совета.
Фотография: Картер Осмар
Вот здесь Басма Кодмани
видна уезжающей с Бильдербергской конференции этого года в Шантильи, штат Вирджиния.
Кодмани является членом исполнительного бюро и главой внешней политики Сирийского национального совета. Кодмани близка к центру иерархии СНС и является одной из самых активных представительниц совета. "Никакой диалог с правящим режимом невозможен. Мы можем только обсуждать, как перейти к другой политической системе", - заявила она на этой неделе. И вот она же снова, её слова цитируются информагентством "Франс Пресс": "Следующим шагом должна быть резолюция согласно главе VII (устава ООН), которая позволяет использование всех законных средств, средств принуждения, эмбарго на поставки оружия, а также использование силы, чтобы обязать режим подчиниться".
Это заявление переходит в заголовок
"Сирийцы требуют вооружённых миротворцев" (австралийская "Херальд Сан"). Когда призывают к крупномасштабной военной акции, то кажется обоснованным задать вопрос: кто именно призывает к ней? Мы можем просто сказать - "официальный представитель СНС", или же мы можем рассмотреть их немного поближе.
В этом году Кодмани во второй раз посетила Бильдербергскую встречу. На конференции 2008 года Кодмани была указана как француженка; к 2012 году её французскость исчезла и её происхождение было просто указано как "международное" - её родиной стал мир международных отношений.
Ещё несколько лет назад, в 2005 году, Кодмани работала в Фонде Форда в Каире, где она являлась директором их программы управления и международного сотрудничества. Фонд Форда является огромной организацией со штаб-квартирой в Нью-Йорке, и Кодмани уже занимала достаточно высокую позицию. Но вскоре она поднялась ещё выше.
Примерно в это время, в феврале 2005 года, американо-сирийские отношения потерпели крах и президент Буш отозвал своего посла из Дамаска. Множество оппозиционных проектов берут начало в этот период.
"Американские деньги лицам сирийской оппозиции потекли при президенте Джордже У. Буше после того, как он фактически заморозил политические связи с Дамаском в 2005 году", пишет "Вашингтон Пост".
В сентябре 2005 года Кодмани была назначена исполнительным директором Инициативы арабских реформ (ARI) - исследовательской программы, запущенной влиятельной американской лоббистской группой, Советом по международным отношениям (CFR).
CFR является элитарным американским внешнеполитическим аналитическим центром, и Инициатива арабских реформ
описана на его веб-сайте как "проект CFR". Более конкретно Инициатива была запущена группой внутри CFR под названием "Проект США/Ближний Восток" - состоящей из высокопоставленных дипломатов, сотрудников разведки и финансистов, заявленной целью которой является проведение "анализа политики" в отношении региона с тем, чтобы "предотвращать конфликты и продвигать стабильность". Проект США/Ближний Восток преследует эти цели под руководством международного правления, в котором председательствует генерал (в отставке) Брент Скоукрофт.
Питер Сазерленд запечатлен на Бильдербергской конференции.
Фотография: Ханна Борно
Брент Скоукрофт (почётный председатель) является бывшим советником президента США по национальной безопасности - он занял этот пост после Генри Киссинджера. Вместе с Скоукрофтом в международное правление входят его коллега по гео-стратегии, Збигнев Бжезинский, который стал его преемником в качестве советника по национальной безопасности, и Питер Сазерленд, председатель Goldman Sachs International. И вот, ещё в 2005 году у нас было высокопоставленное крыло западных разведывательных/банковских правящих кругов, которое выбрало Кодмани для руководства исследовательского проекта по Ближнему Востоку. В сентябре того года CFR
поручил "финансовый контроль" проекта Центру европейских реформ (CER). Тут появляются британцы.
CЕR контролируется лордом Керром, заместителем председателя компании "Royal Dutch Shell". Керр - бывший глава дипломатической службы и старший советник в "Чатэм-хаусе" (аналитический центр, представляющий лучшие мозги британских дипломатических кругов).
За текущие дела в CER отвечает Чарльз Грант, бывший редактор военной тематики в журнале "Экономист", а сегодня являющийся членом Европейского совета по международным отношениям, "пан-европейского аналитического центра", набитого дипломатами, промышленниками, профессорами и премьер-министрами. В
списке его членов вы найдёте имя: "Басма Кодмани (Франция/Сирия) - исполнительный директор, Инициатива арабских реформ".
Другое имя в этом списке: Джордж Сорос - финансист, чей некоммерческий "Фонд открытого общества" я
вляется основным источником финансирования Европейского совета по международным отношениям. На этом уровне банковский, дипломатический, промышленный и разведывательные миры все объединены вместе, и здесь, прямо в центре всего этого, находится Кодмани.
Суть в том, что Кодмани не является некой случайной "продемократической активисткой", которая очутилась перед микрофоном. У неё безупречные характеристики в сфере международной дипломатии: она занимает пост
директора исследований в Международной дипломатической академии - "независимом и нейтральном учреждении, специализирующемся на содействии развитию современной дипломатии". Академию возглавляет Жан-Клод Куссеран, бывший глава DGSE (Генерального управления внешней безопасности) - французской службы внешней разведки.
Вырисовывается картина, в которой Кодмани является доверенным агентом англо-американской индустрии продвижения демократии. Её "областью происхождения" (
согласно веб-сайту СНС) является Дамаск, но у неё тесные и давние профессиональные связи как раз с теми державами, которые она призывает вмешаться в Сирии.
И многие из её коллег-представителей имеют аналогичные хорошие связи.
Радван Зиаде
Ещё одним часто цитируемым представителем СНС является
Радван Зиаде - директор по международным отношениям в Сирийском национальном совете. У Зиаде внушительные анкетные данные: он является старшим научным сотрудником в финансируемом федеральным правительством вашингтонском аналитическом центре "Американский институт мира" (US Institute of Peace, его совет директоров заполнен бывшими сотрудниками Министерства обороны и Совета по национальной безопасности; его президентом является Ричард Соломон, бывший советник Киссинджера в СНБ).
В феврале этого года Зиаде присоединился к элитной группе вашингтонских ястребов и подписал
письмо с призывом к Обаме вмешаться в Сирии: другими подписантами письма были Джеймс Вулси (бывший глава ЦРУ), Карл Роув (куратор Буша-младшего), Клиффорд Мэй ("Комитет по существующей опасности") и Элизабет Чейни, бывшая руководительница группы по операциям в Иране и Сирии в Пентагоне. Зиаде - неустанный организатор, первоклассный вашингтонский инсайдер со связями с некоторыми наиболее влиятельными аналитическими центрами правящей верхушки. Связи Зиаде распространяются и на Лондон. В 2009 году он стал
приглашённым научным сотрудником "Чатэм-хауса", а в июне прошлого года он входил в группу экспертов на одном из их событий - "Выработка политического будущего Сирии" - находясь на трибуне вместе с другим представителем СНС, Аусамой Монаджедом (больше о Монаджеде - ниже) и членом СНС Наджибом Гадбияном.
Гадбиян был назван в статье
"Уолл Стрит Джорнал" первым посредником между правительством США и сирийской оппозицией в эмиграции: "Первоначальный контакт между Белым домом и НФС [Национальный фронт спасения] был установлен Наджибом Гадбияном, политологом из Университета штата Арканзас". Это было ещё в 2005 году. Поворотный год.
Сегодня Гадбиян является членом генерального секретариата СНС и входит в консультативный совет базирующегося в Вашингтоне директивного органа
"Сирийский центр политических и стратегических исследований" (SCPSS) - Зиаде является со-основателем этой организации.
Зиаде заводил подобные связи в течение многих лет. В 2008 году Зиаде участвовал во встрече оппозиционных фигур в правительственном здании в Вашингтоне: мини-конференции под названием "Сирия в переходной стадии". Со-организаторами встречи были базирующаяся в США организация под названием "Совет по демократии" и базирующаяся в Британии организация под названием
"Движение за справедливость и развитие" (MJD) - их председатель, Анас Аль-Абда, ездил в Вашингтон из Британии для участия в событии вместе с их директором по связям с общественностью. На веб-сайте MJD приводится описание того дня:
"На конференции собралось необычное количество людей, так как выделенный зал был заполнен гостями из Палаты представителей и Сената, представителями исследовательских центров, журналистами и сирийскими эмигрантами [sic] в США".
Событие было открыто вступительным словом Джеймса Принса, главы "Совета по демократии". Зиаде входил в группу экспертов под председательством Джошуа Муравчика (автор ультра-интервенционистского редакционного комментария 2006 года "Разбомбите Иран"). Темой обсуждения было "Появление организованной оппозиции". Рядом с Зиаде в группе экспертов сидел директор по связям с общественностью "Движения за справедливость и развитие" - человек, который позднее станет его коллегой и представителем СНС - Аусама Монаджед.
Продолжение Источник