Оригинал взят у
millimatter в
Детектор ошибок или кто кому Павлов? Одним из фундаментальных открытий 20 века в области изучения мозга человека стал особый механизм мозга, открытый Натальей Бехтеревой и описанный ею в 1971 году в книге «Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека» - детектор ошибок.
Как проявляется работа этого механизма в реальной жизни? Наверное, каждому знакомо чувство, когда вы уже ушли из квартиры и закрыли дверь, но показалось, что что-то как будто не доделано, как будто что-то забыли... подчинившись этому чувству, возвращались домой и обнаруживали утюг, который забыли выключить из розетки. Или открытый кран.
Вот это самое чувство, что "что-то не так" - это как раз результат работы этого механизма.
На что направлен этот механизм мозга? Цель его работы - оберегать человека от раздумий в стереотипных, тривиальных ситуациях в ходе обычной жизни.
Каким образом выполняется эта задача, посредством каких алгоритмов?
«Мозговая система «детекции ошибок» работает на принципе сравнения реального состояния внешнего или внутреннего мира субъекта с условной моделью, содержащейся в его памяти.» (Цитата из доклада профессора С.В.Медведева, директора Института мозга человека, 2008 год). По-русски говоря, это означает следующее: мозг сравнивает то, что вы сделали с тем, что вам надо было сделать. И если что не так - шлёт сигнал. Меня лично заинтересовали два момента в описании этого механизма. Первый: откуда он знает, что мне надо было сделать? И второй: как шлёт?
Так-таки, откуда он знает, что мне надо было сделать? Это ведь уж точно не эволюция. Ведь каково бы ни было происхождение человека - эволюция от обезьяны, инопланетное или божественное создание - понятие, что правильно, а что нет, точно не могло быть создано тогда. Хотя бы потому что тогда не было утюгов и дверей, которые надо не забыть запереть ключами. Так откуда?
Эти структуры формируются в ходе индивидуального развития человека. Формирование происходит на основе статистики: какая последовательность действий выполняется чаще всего, та и сохраняется в виде «условной модели» и принимается мозгом за правильный эталон. Если в вашей семье было принято здороваться и говорить "спасибо" и "пожалуйста", то когда вы встречаете кого-то, кто соблюдает эти формулы вежливости, ваш детектор ошибок подает сигнал. А если в вашей семье было принято говорить "ложить" и "ихний", то детектор ошибок отреагирует, наоборот, на грамотную речь.
То есть, для мозга человека правильным является только то, что когда-то было в него положено.
Другими словами, сначала, в процессе обучения чему бы то ни было - а человек учится постоянно, каждую секунду - формируется эта самая "условная модель" по принципу частотности, а в дальнейшем начинает действовать механизм детектора ошибок, который сравнивает то, что вы сделали с тем, что он запихнул в эту "условную модель". С точки зрения цели этого механизма - оберегать человека (=снизить энергозатраты мозга) на раздумья в стереотипных, рутинных ситуациях в ходе обычной жизни - его подход вполне адекватен поставленной задаче. Но с точки зрения развития человека это зачастую означает заучивание ("втаптывание") ошибок, ведь в момент формирования "условной модели" мозг не анализирует, корректна эта модель или нет.
Второй вопрос, который меня остро интересует - про "подаёт сигнал". Какой ещё нафиг сигнал? Это явно не речь и не азбука морзе. Так каким же образом мозг передает этот сигнал человеку? Мозг общается на языке химии, и свои сигналы подаёт путём биохимических процессов. То есть, эмоций. Неожиданный переход? Ну почему же. Думаю, всем известно о том, что серотонин - это гормон счастья, а кортизол - гормон стресса. Все слышали про эндорфинчики, про «поешь сладенького - настроение поднимется».
В результате. когда действия человека трактуются мозгом как ошибка (а де факто, просто не соответствуют сохраненной ранее матице, даже если на самом деле они более правильные, чем то, что забито в мозге в качестве эталона), человек ощущает дискомфорт. Если в ответ на дискомфорт не изменяет своё поведение - получает более жесткий сигнал в виде более острой негативной эмоции: злости, разочарования, гнева, ярости, обиды. А если молодец, сделал все "как у меня тут записано" - получает конфетку в виде эмоции радости, счастья, удовольствия.
Ну то есть, вы понимаете, да? Например, все детство ваша мама кричала на, скажем, папу или там детей. Неважно. И вы все детство твердили себе: вырасту - ни за что не буду такой. А в это время ваш мозг мотал там себе на ус, составлял эту самую "условную модель" поведения по какому-то поводу. И вот вы выросли, у вас складывается такая ситуация, в которой ваша мама уххххх как разошлась бы. Но ваш мозг подначивает: ну давай, камон, фигачь! У меня тут и матрица на такой случай припасена - достает ее из дальнего угла чердака и сдувает с нее пыль. Вы его не слушаете, держитесь, но чтобы вернуть вас на праведный путь, мозг начинает вас упрекать. Для начала посылает дискомфорт. Потом - например, раздражение. Ах, ты до сих пор не слушаешься? Ну на злости побольше! А когда вы пойдете у него на поводу - дает вам вкусняшку в виде чувства удовлетворения, спокойствия или, возможно, даже радости.
Ну и кто тут собачка Павлова, а кто Павлов? Кто кого дрессирует?
Разумеется, такие тяжкие случаи, как описано выше, не являются нормой. Голос детектора ошибок в норме лишь совещательный. Определяющим ваши действия он становится в том случае, если детектор ошибок в голове приобретает излишнее влияние (что является заболеванием), либо если та матрица, которую мозг использует как эталон по какому-то поводу, уж очень хорошо заучена, втоптана, вытатуирована в голове.
Жить при совершенно отключенном механизме детекции ошибок вряд ли кому-то понравилось бы. Вы бы теряли зонтики, телефоны и кошельки, не помнили, с кем договорились о встрече, стали бы ходячим воплощением Человека рассеянного с улицы Бассейной. Но ослабить хватку этого механизма до приемлемых величин можно. Можно натренировать мозг так, чтобы он стал пластичным, то есть, умел быстро и без особых возражений :)) перестраивать свои базовые матрицы нейронных связей, а также был менее настойчивым тогда, когда ваши действия с этими матрицами расходятся.
Наверное, самым простым способом тренировки нейропластичности (нейропластичность - способность мозга изменяться и адаптироваться к новым условиям) является физическая активность, особенно такая, когда нужно внимательно работать над координацией (боевые искусства, верховая езда, акробатика, гимнастика), а еще лучше - те, которые выполняются под музыку (танцы, аэробика). Это связано с тем, что в ходе таких тренировок задействованы все отделы мозга, и перестраивая нейронные связи для якобы неважной цели (правильно выполнить спортивное движение) мозг тренируется перестраивать нейронные связи для любой задачи. А самым лучшим способом тренировки пластичности мозга является творчество. Одним из обязательных определений творчества считается отход от стереотипа, предложение новых оригинальных, продуктивных решений. Творчество всегда развивается в рамках какой-то деятельности и одновременно происходит с выходом за ее рамки.
Но в особо глубоких, запущенных случаях самостоятельно решить вопрос, который защищен детектором ошибок, крайне сложно. Ведь еще на дальних подступах к нему начинают включаться защитные механизмы генерации эмоций, которые не подпускают человеческое сознание близко к особо удобному для мозга алгоритму действий (=условной матрице). На Театре Трансформаций Галины Семенюк возможно обнаружить и «разоружить» такие случаи. Ослабить существующие нейронные связи, изъять устаревшие и уже неподходящие задачам человека «эталонные матрицы». То есть, дать человеку возможность и условия получить свободу над собой.