Некоторое время назад в семье моих знакомых случилась почти трагедия. Дочь, назовем ее Катя, сама недавно ставшая мамой, заболела раком груди, и вскоре внезапно погиб ее муж. Началось лечение, а заботу о годовалой дочке взяла на себя бабушка. И сразу успокою: лечение прошло успешно, и молодая женщина выздоровела (после операции). Прошло три года.
Теперь скажу немного о ее жизни до скорбного события. Катя работала менеджером в компании и училась в институте на вечернем отделении (на редактора). Даже когда ходила беременная и сразу после рождения ребенка продолжала заниматься, сдавала экзамены и курсовые работы. К моменту выявления болезни ей оставалось сдать два экзамена за последний семестр и защитить дипломную работу - она завершала пятый курс.
Ввиду всех обстоятельств учебу пришлось прервать. Когда пришла в себя после излечения, трудно было вновь впрягаться в учебу после перерыва: и забылось многое, и кураж пропал. Ведь учиться на вечернем не просто, а теперь ей надо было усиленно зарабатывать на жизнь, поднимать дочку.
Тогда ее подруги собрали деньги и оплатили и сдачу последних экзаменов, и подготовку дипломной работы. Вскоре молодая женщина получила вожделенный диплом (но по специальности она пока не работает).
Я считаю, что в этом случае было проявлено настоящее человеколюбие по отношению к Кате - и со стороны подруг, и со стороны преподавателей, прикрывших глаза на некоторую фальсификацию диплома. Но часто преподаватели в сходные моменты, когда беременные студентки ждут снисхождения, когда ожидают поблажки в учебе инвалиды, заявляют, что не станут «разводить богадельню» и выпроваживают студента с экзамена.
Скоро вновь начнется учебный год, и вновь повторятся известные проблемы. А как вы относитесь к дилемме? Можно ли выдавать диплом за неполноценные знания, если есть «смягчающие обстоятельства», или всегда должно проявлять принципиальность?