Биоритмы и работоспособность человека. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в

Mar 05, 2009 14:49

Высокая работоспособность обеспечивается только в том случае, если жизненный ритм правильно согласуется с естественными биологическими ритмами. Чем точнее совпадает начало учебно-трудовой деятельности с подъемом жизненно важных функций организма, тем продуктивнее будет учебный труд.
Различают студентов с устойчивой стереотипностью изменения Р.
Физиологическое изменение Р. по часам суток (по Лейману)
Рис.
Студенты, отнесенные к "утреннему типу", так называемые жаворонки. Они встают рано, с утра бодры, жизнерадостны. Наиболее работоспособны с 9 до 14 часов. Этот тип наиболее адаптивный к существующему режиму обучения.
Студенты "вечернего" типа - "совы" - наиболее работоспособны с 18-24 ч.
Есть третья группа - аритмики, они занимают промежуточное положение между "жаворонками" и "совами", но все же они ближе к жаворонкам.
Существуют биоритмы сезонные. которые тоже нужно учитывать при обучении.
Под влиянием учебно-трудовой деятельности Р. студентов претерпевает изменения, которые наблюдаются в течение дня, недели, на ghjnz; tybb полугодия и учебного года в целом.
Учебный день студента, как правило, не начинается с высокой продуктивности труда. Первый период (10-15 мин) - ВРАБАТЫВАНИЕ - характеризуется постепенным повышением Р., большое значение имеет соответствующая установка. Второй период (1,5-3 часа) - оптимальной устойчивой Р.
Третий период _ полной компенсации - появляются начальные признаки утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией.
Четвертый период - неустойчивая компенсация, нарастает утомление, продуктивность уч. деятельности снижается.
В пятом периоде прогрессивное снижение Р., которое перед окончанием работы может смениться кратковременным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (конечный прорыв).
ис. Р. студентов в процессе учебного дня.
Учебная неделя. Период врабатывания (понедельник).
Вторник - четверг период устойчивой, высокой Р.
К концу недели отмечается процесс снижения Р.
Р. студентов по семестрам и за уч.год. Период врабатывания до3-3,5 недель.
Период устойчивой Р. 2.5 мес. С началом зачетной сессии в декабре ежедневная нагрузка увеличивается в среднем до 11-13 часов в сочетании с эмоциональными переживаниями - Р. начинает снижаться. В период экзамен снижение кривой усиливается. В период зимних каникул Р. восстанавливается, а если отдых сопровождается использованием средств физ. культуры, наблюдается явление сверхвосстановление Р.
Начало второго полугодия : период врабатывания не превышает 1,5 недели. До середины апреля - высокий уровень устойчивости Р. В апреле наблюдаются признаки снижения Р. В зачетную неделю и в период экзаменов снижение Р. выражено резче, чем в первом полугодии.
Previous post Next post
Up