Здесь заинтересовал разговор об искусстве, Перми и децентрализации. Судя по этому выступлению, а также по практике некоторых выдвинутых в нем положений, курс на децентрализацию необходимо начать - с концентрации власти в руках деятелей культуры. В Пермском крае уже объединены министерство культуры и министерство развития. Теперь предлагается "туризм забрать у спорта и приблизить к культуре", разумеется, из лучших побуждений. Вице-президент правительства края - бывший министр культуры. Во главе самых высокооплачиваемых институций культуры города (в сравнении с их масштабом) - ПЕРММ, Центр развития дизайна - стоит один человек. Он же руководит и огромным фестивалем "Живая Пермь" ("Белыми ночами" с бюджетом $700 тыс - данные прессы - руководит поставленный им министр культуры), он же является и идеологом культурного проекта края, и "главным по караоке" (Э. Бояков).
Примечательно, что при такой всеобщей децентрализации информация о бюджете мероприятий пермского "культурного проекта" держится в строжайшей секретности. Правительство не реагирует на общественные запросы, пресса кое-как что-то узнает, но ее
цифры то и дело опровергаются.
Cтоличный режиссер Эдуар Бояков верно
замечает, что в Перми не создано главного - нет платформы для возможной критики новой "культурной" власти:
"...я считаю «Соль» совершенно неудавшимся проектом. В Перми нет ни одного аналитического журнала, сайта, платформы, хотя журналисты есть. В этом отношении главным медийным рупором был и остается блог Марата Александровича Гельмана".
Т.е. условия создания сильного арбитра в информационном пространстве - отсутствуют, что позволяет легко манипулировать общественным мнением. Бояков также напоминает об отсутствии демократического механизма распределения финансов и принятия решений в пермском "культурном проекте":
"Чиркунов, Мильграм по-прежнему принимают решения старым способом.... Дают деньги людям, а не проектам. Именно поэтому в Перми за это время не выросло поколения местных продюсеров. Нет системы экспертной оценки проектов... Мильграм доверяет себе и тем, кого знает... Борис Мильграм на своем посту должен создавать бюрократическое пространство новой модели. Должна быть другая экспертиза. И тогда, уверяю вас, картина того же фестиваля «Белые ночи» будет совершенно иная. Помимо радостных репортажей в сталинском стиле появится какая-то внятная аналитика".
Что это, как не типичная демократия? Да и цель у всех одна, как обычно - стать культурной столицей Европы. И здесь - ничего нового.
Да, действительно, ситуацию, когда в сфере культуры долгое время господствовала одна вертикаль власти, необходимо менять. Но делать это нужно не посредством "насильного принуждения" (Д. Гутов) или навязывания налогоплательщикам своей "аристократической модели" (Э. Бояков). Но посредством предоставления всем, желающим участвовать в культурном процессе, равных возможностей высказаться. Именно в этом и должна заключаться "культурная революция" сегодня. Именно этим, в моем представлении, и должен заниматься "отдел культуры" при "большом правительствe".
В пермской же модели этого не только не было сделано, но, напротив, у многих, ранее имеющих возможности заявить о себе, эти возможности были отобраны.